В следующем году у государственных служащих появятся большие возможности, но, одновременно, и большие риски: кто-то за усердие будет получать денежные бонусы, а кто-то вылетит с работы за ненадобностью.
С января 2016 года люди, трудящиеся в госорганах, заживут по-новому: в рамках презентованного президентом страны плана нации «100 конкретных шагов», существенному реформированию подвергнется, в том числе, государственная служба. Нововведений будет много, и все они в конечном итоге должны положительно сказаться на эффективности работы госаппарата. Подробности «Версии» разъяснил заместитель руководителя департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции Павлодарской области Максут Утешев.
- Одним из основополагающих элементов реформирования является переход на карьерную модель государственной службы, - рассказал Максут Ибраевич. - В рамках этой модели люди, впервые поступающие на госслужбу, смогут начать свою профессиональную деятельность только с низовых должностей. И дальнейшее карьерное продвижение будет осуществляться на основе внутреннего конкурса по упрощенному порядку. Таким образом, у молодого специалиста будет стимул, он точно будет знать, что займет вышестоящую должность, если проработает определенное время на нынешнем месте. В чем минус в этом плане нынешней модели госслужбы: к примеру, молодой человек работает в одном госоргане и рассчитывает занять какую-то должность, но руководитель вдруг решает, что ее лучше отдать какому-то специалисту извне. У того, кто ее не получил, мотивация, конечно, снижается, ведь, несмотря на то, что он проработал в этом госоргане несколько лет, должность, о которой он мечтал, отдали другому. Такие ситуации будут исключены, так как руководителей обяжут подбирать кандидатов на вакантную должность первоначально среди своих работников. В случае отсутствия подходящих претендентов - среди служащих всех госорганов. Если и здесь не найдется достойного кандидата, тогда уже можно объявлять общий конкурс среди всех желающих.
Наверняка, наиболее интересны для самих госслужащих изменения, касающиеся их заработной платы. Помимо ее тридцатипроцентного увеличения, которое обещал своим подчиненным в следующем году президент страны, работников госаппарата ждет еще целый ряд шелестящих сюрпризов.
- Грядущее реформирование госслужбы предполагает внедрение факторно-балльной шкалы оплаты труда, - продолжил Максут Утешев. - Эта система также известна под термином «грейдирование». Сейчас зарплата госслужащих складывается из должностного оклада, который зависит от занимаемой должности, и стажа работы - только две составляющие влияют на ее уровень. Но новая система предполагает, что оплата труда будет зависеть от совокупности множества факторов. Мы попробовали поэкспериментировать в этом направлении у себя в Агентстве по делам госслужбы. Взяли для примера двух руководителей управлений, один из которых занимается вопросами госслужбы, то есть, непосредственными задачами Агентства, а деятельность другого связана с обеспечивающими функциями, в частности, с документооборотом. Получилось, что грейд (от англ. grade - «уровень», «класс» - авт.) первого руководителя выше примерно на два уровня, так как степень сложности и ответственности его труда гораздо выше, чем у второго руководителя. А также объем работы: он приходит в свой кабинет в девять утра и уходит домой в десять вечера, а его коллега находится в Агентстве с девяти утра до шести вечера. Сейчас у них одинаковая зарплата, но факторно-балльная шкала будет учитывать такие нюансы, и, соответственно, получать они уже станут по-разному. Помимо сложности и ответственности работы, при «грейдировании» будет учитываться управление сотрудниками, самостоятельность в работе, стаж и уровень специальных знаний, а также последствия принимаемых решений. Функциональный анализ будет проведен приглашенными специалистами, консалтинговыми компаниями по всем должностям, после чего они будут распределены по грейдам, каждому из которых будет соответствовать определенная заработная плата, - объяснил Максут Ибраевич.
Государственные служащие также получат возможность, так сказать, подзаработать, не отходя от своего рабочего места. Все, что для этого требуется, - усердно и качественно вкалывать, и тогда есть все шансы получить помимо фиксированной оплаты труда, соответствующей грейду конкретной должности, кое-какие надбавки.
- Результативность труда - отдельный вопрос, - сказал Максут Ибраевич. - Госслужащим ежегодно будут начисляться бонусы, напрямую зависящие от годовой оценки результативности их работы. Руководством госоргана в конце года будет проводиться обязательное ранжирование сотрудников по четырем условным группам: с превосходными результатами, высокими, удовлетворительными и неудовлетворительными. Первые две группы будут получать бонусы, две последние - нет. Деление будет строгим, к группе с превосходными результатами можно будет отнести, к примеру, только десять процентов от общего числа сотрудников, с высокими - допустим, сорок процентов, и так далее. То есть, руководителю в любом случае придется распределить весь свой коллектив по этим группам, это будет его обязанностью. Сейчас у нас если выдают премии, то всем сразу и без учета фактических заслуг, чтобы, так сказать, никого не обидеть, но вскоре бонусы смогут получать только те, кто их действительно заслужил. Те же, кто оказался в последней группе, могут быть понижены в должности либо уволены.
Дополнительный заработок обещает еще одно нововведение: руководители смогут оптимизировать штатную численность сотрудников по своему усмотрению, а сэкономленные за счет этого средства распределять среди всех остальных.
- Например, в госоргане работают сто человек, и есть лимит заработной платы, рассчитанный на это количество. Руководитель может провести какие-то расчеты или же по результатам ежегодного ранжирования определить, что, к примеру, десять человек в его учреждении - это балласт, без которого вполне можно справиться. Тогда он вправе решить так: чем платить десяти бездельникам, мы лучше сократим штат до девяноста человек, и ту сумму, которая шла на зарплаты десяти уволенным, распределим среди оставшихся в виде надбавок. Таким образом, госслужба освободится от некомпетентных работников, а результативные будут материально простимулированы. Но, конечно, массовых увольнений не будет, так как руководитель, оптимизируя штаты, будет нести полную ответственность в том случае, если вдруг без сокращенных людей госорган со своими задачами справиться не сможет, так что он еще много раз подумает, прежде чем уволить кого-то.
Помимо оптимизации, руководитель получит возможность изыскивать средства для бонусов, сокращая административные расходы, - сообщил Максут Утешев. - Может быть, он решит, к примеру, купить для работы бумагу другой плотности, которая стоит дешевле, и тем самым сбережет деньги. С теми же автомобилями можно сэкономить серьезные средства и пустить их на стимулирование работников. То есть, принципиальное изменение в том, что сэкономленные суммы, которые сейчас у нас, как правило, возвращаются в бюджет, после реформирования предполагается оставить внутри госоргана и предоставить руководителю право распоряжаться ими. К слову, сам себе начислить надбавку он не сможет, такое решение может принять только его вышестоящее начальство.
Согласно новой концепции, в целях создания здоровой конкуренции среди госслужащих будет упразднен механизм перевода людей без конкурса из одного госоргана в другой. Однако предусмотрено исключение: переводить по прежней схеме можно будет так называемый «секретариат политической службы», а именно - помощников, советников и пресс-секретарей.
- Это люди, которые помогают непосредственно руководителю, их деятельность не распространяется на работу всего госоргана. Их должности больше обеспечивающие, а не узкопрофильные. Поэтому они могут назначаться в порядке перевода на те же должности. Но если их забирают с этих должностей на другие, конкурс обязателен.
Реформирование госслужбы предполагает также возможность привлечения в случае необходимости зарубежных менеджеров. На госслужбу их принимать не будут, только на контракт, так как законы страны не позволяют иностранцам трудиться в этой сфере. Кроме того, руководитель госоргана, который захочет привлечь работника из-за рубежа, должен будет доказать Национальной комиссии по кадровой политике, что аналогичные услуги не может предоставить ни один специалист внутри страны. А самому иностранному менеджеру, если его приезд одобрят, еще предстоит пройти всестороннюю спецпроверку органов национальной безопасности.
А вот благонадежность и нормы поведения отечественных госслужащих вскоре начнут контролировать специально внедренные для этих целей «уполномоченные по этике». В каждом госоргане они вряд ли появятся, вполне возможно, такие должности введут только в министерствах, этот вопрос еще решается. Однако следить за общим порядком и проводить служебные расследования в отношении провинившихся госслужащих они будут на всех уровнях.
- Но это не значит, что уполномоченный по этике - какая-то карательная должность, - уточнил наш собеседник. - Он будет в целом смотреть за атмосферой в коллективах и решать внутренние проблемы. К сожалению, бывают случаи, когда госорган разделен на две части из-за того, что там есть какие-то люди, которые дестабилизируют обстановку. И вместо того, чтобы работать, коллектив в итоге занимается какими-то склоками. Вот с такими фактами как раз и должен разбираться уполномоченный по этике, а также консультировать всех желающих по вопросам, касающимся тонкостей государственной службы. Кстати, все они будут детально отражены в новом Этическом кодексе, который охватит все стороны жизни госслужащих на работе и в быту. В нем будет подробно расписано, какие факты являются нарушением этики. Например, госслужащий грубит кому-то или ведет себя неподобающим образом в общественном месте, либо же сел за руль в нетрезвом виде - каждый пункт будет четко определен. Это не значит, что госслужащие теперь должны сидеть дома и не позволять себе никакого отдыха. Пожалуйста, отдыхайте, посещайте увеселительные заведения, но ведите себя по-человечески.
Максут Ибраевич также сообщил о том, что в рамках новой модели отбора кадров в 2016 году будет проведена комплексная аттестация всех государственных служащих. Ее цель - определить квалификацию и потенциал сотрудников, а значит, по ее итогам кто-то, вероятно, будет повышен в должности, кто-то, наоборот, понижен, а кто-то останется за тем же самым рабочим столом.
- Сейчас мы проводим информационную работу среди госслужащих всех уровней, разъясняем суть реформирования. В принципе, я думаю, пугаться нечего. Да, теперь будет спрос за эффективность работы, и в случае неудовлетворительных результатов к человеку будут применяться меры. Но вместе с тем, у каждого государственного служащего появится стимул, своим трудом он сможет добиться хорошей зарплаты, высоких должностей. Результативным сотрудникам будут предоставлены все возможности, но некомпетентные должны уйти с государственной службы, - заключил Максут Утешев.