Есть ли жизнь после 250?

Как отразится на ценах новый плавающий курс казахстанского тенге, пишет газета Караван

Хлеб

Казахстан является одним из крупнейших производителей пшеницы в мире. Однако цены на хлеб могут вырасти. И объяснение тому простое: как ни странно, но цены на наше зерно формируются на парижской бирже MATIF: это крупнейшая биржа в регионе Средиземного моря, к которому относится и море Черное. Следовательно, от торгов в Париже зависит ценообразование хлеба и в России, которая является и главным конкурентом Казахстана на зерновом рынке, и одним из его главных потребителей. Соответственно цены на наш хлеб зависят также и от котировок на евро.

Другое дело – позиция властей. Последние годы минсельхоз и акиматы жестко реагируют на рост цен на хлеб. Для поддержки населения регулярно заключаются меморандумы о стабилизации цен на социальный хлеб и муку. При этом акиматы компенсируют продавцам зерна часть его стоимости, те взамен обязуются поставлять зерно на перерабатывающие предприятия региона по фиксированным ценам. Иначе буханка формового хлеба уже бы стоила почти 100 тенге.

– Насколько я понимаю, есть решение, я думаю, оно будет озвучено в самое ближайшее время, о продлении меморандумов по стабилизации цен на хлеб и муку, – рассказал “КАРАВАНУ” президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана Евгений ГАНН.

Мясо и молоко

Цены вырастут, но незначительно, в среднем на 10–15 процентов. Об этом в ходе брифинга в СЦК сообщил исполнительный директор Молочного союза Казахстана Сансызбай УМИРБЕКОВ.

– На сегодня я не думаю, что цены резко пойдут вверх именно по нашим продуктам – мясу и молоку, резких скачков не будет. Повышение будет, но незначительное, – сказал он.

По его словам, рынок молока и мяса просел по сравнению с прошлым годом на 40 процентов из-за более дешевых товаров, ввозимых из России и Беларуси.

– Мы надеемся, что этот диспаритет цен выравняется и придет к тому уровню, который у нас был в конце 2014 года, когда предприятия чувствовали себя достаточно комфортно. Переход к плавающему курсу поможет нашим производителям натурального молока в том плане, что мы несколько выравниваемся с ценами России, – подчеркнул Умирбеков.

С другой стороны, стоимость мяса уже достигла своего потолка, и при повышении цен может произойти уменьшение его потребления.

Совершенно другая ситуация с мясом птицы. Почти половина затрат птицеводов – это цена комбикормов, которые производятся из зерна. Если цена на зерно поднимется, то вырастут и затраты птицефабрик, а значит, и стоимость птицы в магазинах. Выходом из ситуации может быть субсидирование затрат птицефабрик на покупку кормов по опыту России. Но пока такого решения нет.

Сахар

Более 95 процентов сахара импортируется из тропических стран в виде сахара-сырца. Производство сахара из отечественного сырья за последние 20 лет практически сошло на нет: если в 1995 году на долю свекловичного сахара в общереспубликанском объеме сахарного производства приходилось 36,6 процента, то в 2006-м – менее 8 процентов, а в 2014-м – менее 5 процентов. Внутренняя потребность республики в сладком продукте составляет порядка 550–600 тысяч тонн. Львиную долю готовой продукции выпускают из импортного сахара-сырца, который покупают за валюту. Более того, рынок сахара колеблется постоянно в зависимости от цен на мировом рынке, что показывает нашу зависимость от импорта.

Автомобили

По словам президента ассоциации “Казавтобизнес” Андрея ЛАВРЕНТЬЕВА, цены на автомобили вырастут до конца года на 5–6 процентов. Больше нашим производителям не выгодно, иначе будет происходить обратный переток автомобилей из России, чего производители не хотят.

Наименьшие колебания цен будут на автомобили казахстанской сборки, так как компании привязаны к курсу тенге. С другой стороны, колебание цен может быть при росте цен на машинокомплекты, которые приходят на отечественные автозаводы.

Однако автокомпании Казахстана уже подняли свои цены. Так, холдинг “Бипэк Авто – Азия Авто” поднял цены на все продаваемые автомобили. На машины местной сборки Kia, Škoda, Chevrolet и Lada 4×4 (“Нива”) цены выросли в среднем на 32 процента. На российские Lada – на 8–9 процентов. Цены на автомобили Toyota и Lexus выражены в условных единицах, привязанных к курсу доллара.

Компания Astana Motors, дистрибьютор Hyundai и Subaru, скорректировала цены исходя из курса от 190 до 200 тенге за доллар. Менеджеры в салонах Hyundai говорят о повышении на 10 процентов.

Овощи-фрукты

Сами мы себя обеспечиваем свежими фруктами и овощами процентов на 40. Импорт поступает в основном из Китая, Пакистана, Киргизии и Узбекистана. Причем поступает в межсезонье, когда местной продукции еще нет или уже нет. Это период с февраля по июнь. Поэтому резкого роста цен на эти товары не будет, пока у продавцов будут запасы местных продуктов. Но вот после Нового года цены вполне могут поползти вверх, как это всегда происходит в межсезонье. К этому времени акиматы как раз могут ослабить контроль за ценами.

Одежда

– Доля отечественной продукции по текстильной промышленности – 10 процентов, по обуви мы покрываем внутренний рынок всего на 1 процент. Остальное – импорт, – рассказала “КАРАВАНУ” президент Ассоциации легкой промышленности РК Любовь ХУДОВА. – Но, по сути, наша легкая промышленность импортирует все – швейные нитки, ткани, камвольно-суконные ткани для производства верхней одежды, фурнитуру, аксессуары, красители, дубители, утеплители, кожу. Мы же закупаем все это за валюту – значит, относительно тенге все эти товары подорожают.

Строительные материалы

По разным позициям Казахстан обеспечивает себя строительными материалами на 60–100 процентов. Соответственно цены на рынке строительных материалов не должны повыситься столь же резко, как курс тенге. Проблема в другом. По данным АО “Казнексинвест”, основную долю в казахстанском производстве занимает продукция с низкой добавленной стоимостью. Например, железобетонные изделия, нерудные и стеновые материалы, кирпич, алюминиевый профиль. Более того, мы даже экспортируем эти изделия в Россию, страны ЦА и США.

Но дорогая продукция с высокой добавленной стоимостью практически не производится, ее приходится импортировать – например, электрику, сантехнику, отделочные и кровельные материалы, пластик, стекло, трубы, утеплители. Соответственно подорожают именно эти виды материалов.

ГСМ

Пока самая непонятная группа товаров по ценообразованию. С одной стороны, все необходимое для производства бензина и керосина мы добываем из собственных недр, с другой – цена на горючее регулируется министерством энергетики по методике, которая не соответствует действительности. Чего стоит только наличие расходов на транспортировку тонны нефти из Актау в Италию в формуле цены на бензин!

По признанию самого министерства, рынок ГСМ в Казахстане “держат” давальцы сырья, которые всегда стоят перед дилеммой – продать нефть за валюту за рубеж или передать ее на переработку в Казахстане за тенге. Соответственно при росте цен на нефть предпочтение будет отдаваться экспорту, тогда стране грозит дефицит горючего, при снижении их спасением становится внутренний рынок, где цены регулируются государством.

Поделиться
+1