Кто в ответе?

Одно за другим предприятия СБ Павлодарского региона, попадая в финансовые ямы, просят помощи у государства. Причины в основном похожи, с некоторыми вариациями на тему. Бессистемный топ-менеджмент, рассчитывающий не на знание экономики и производства, а на местнические связи; мгновенная прибыль любой ценой; взятые в свое время огромные кредиты, теперь камнем повисшие на шеях недальновидных бизнесменов; средства, потраченную зачастую не на развитие производства, а, как теперь принято выражаться, “нецелево”. Есть, конечно, и объективные причины. Но в условиях нестабильной экономической ситуации все управленческие огрехи вылезают наружу. Кризис стал жесткой проверкой профессионализма новых хозяйственников. Цена ошибок топ-менеджеров - остановленные производства и судьбы людей, в одночасье потерявших работу и средства к существованию.

На этой неделе на всю республику прогремел Павлодарский картонно-рубероидный завод. СМИ сообщали, что свой долг за электроэнергию - ни много ни мало 40 миллионов - предприятие готово оплатить производимой продукцией: рубероидом, лотками для яиц и туалетной бумагой. В комментариях шутники отпускали веселые замечания, особенно по поводу последнего товара. Но все это было бы смешно, если бы заложниками этой ситуации не стали 250 рабочих, отправленных в отпуска без содержания на неопределенный срок.

Без электричества производство с прошлой пятницы. В цехах завода остановили работу все станки и агрегаты. Макулатуру не принимают, ворота закрыты. На работу приезжают только те, кто охраняет предприятие.

- По периметру у нас нет освещения, не работают насосные, идет их подтопление, не работают скважины, нет питьевой воды, люди вынуждены привозить ее из дома. Мы экстренно организовали службу охраны, т.е. в цеха выведены круглосуточные дежурства - охрана обеспечена фонариками, чтобы сохранить оборудование и продукцию, - рассказал главный инженер предприятия Виктор Дед.

Задолженность у предприятия накопилась еще с 2014 года. По словам заводчан, это все объективные причины. Виктор Дед считает, больше всего в этой истории страдают люди. Особенно он переживает, что предприятие из-за всей этой ситуации может остаться без квалифицированных специалистов. Отпуск без содержания на неопределенный срок заставит рабочих искать другой заработок.

- На данный момент наши сотрудники находятся дома. Коллектив - 250 человек. Телефон разрывается, люди интересуются: как быть? У многих есть кредиты, а они потеряют заработную плату. На 1 сентября людям надо было одеть детей в школу, для этого они где-то брали деньги, а теперь их нужно возвращать. А отдавать не с чего. Это, конечно, не социальный взрыв, может, даже соринка на фоне всего Казахстана. Но из этих частиц состоит наш народ. Я надеюсь, что все-таки монополист поймет и пойдет навстречу, сядет за стол переговоров, за который мы всегда приглашаем, и мы придем к какому-то совместному решению. Надеюсь, нам помогут акиматы - городской и областной, возможно “Нур Отан” как-то подключится. Есть народная пословица: “Зарезав корову, молока не жди”. Мы все-таки платили заработную плату, налоги… Мы хоть как-то, но существуем. Но в данный момент, получается, это никому не нужно, - говорит Виктор.

Почему у главного инженера болит душа за производство - понятно.

Именно он просит чиновников, партию, монополиста сесть за стол переговоров, спасти родное предприятие.

Стоит отметить, что юридически предприятие АО “ПКРЗ” было ликвидировано, и на его месте образовалось новое - ТОО “Техэкспресс”. Прежний директор Николай Шабрат передал завод новому руководителю. Им стал Сагындык Есимханов. Ранее он возглавлял управление координации занятости и социальных программ Павлодарской области, был депутатом Сената с 1999 по 2004 годы. Успел поработать советником министра, администратором судов. Уволен был в том числе и за нарушение этики госслужащего, когда попал на дисциплинарный совет за преждевременную агитацию. Сагындык Есимханов хотел поскорее вернуться в Сенат. Оказался на рубероидном заводе.

Это все исключительно административные тонкости. Среднее звено менеджеров утверждает, мол, смена руководства никак не повлияла на работу трудового коллектива.

Но факты говорят сами за себя - проблемы начались как раз после переуступки предприятия, в 2014 году.

В прошлом году министерством строительства был введен запрет на ввоз нефтяных продуктов на территорию Казахстана. Закупать в соседней России битум картонно-рубероидный завод не смог. А павлодарский продавец нефтяных продуктов поднял цены в два раза. Предприятие вынуждено покупать битум втридорога, говорят на заводе. Затем произошло падение курса рубля, вследствие чего произведенная продукция стала не то что нерентабельной, а убыточной. Говорят даже, что рубероид на предприятии пролежал больше года. Сейчас отпускную цену рубероида павлодарский завод снизил с 1020 до 700 тенге за рулон. Но очередь за продукцией так и не выстроилась.

В энергопроизводящей компании ждать, когда раскачается руководство ТОО больше не намерены: электричество появится только тогда, когда будет погашена задолженность. Причем руководству необходимо единоразово перечислить 40 миллионов тенге. Позиция монополиста жесткая, но и их понять можно.

- Павлодарский картонно-рубероидный завод отключен от электроснабжения в связи с систематическим невыполнением условий договора поставки электроэнергии. На сегодняшний день предприятие задолжало “Павлодарэнерго” 44 миллиона тенге. Составленный в апреле этого года график погашения задолженности за поставку электроэнергии в рассрочку не соблюдается. Руководство предприятия не предпринимает никаких мер, направленных на выполнение условий договора о поставке электроэнергии. В связи с этим принято решение о подключении электроснабжении при полном погашении суммы долга, - выразил позицию монополиста руководитель отдела по связям с общественностью энергетической компании Аскар Шомшеков.

В свою очередь, невыполнение условий дополнительного соглашения по графику оплаты работники комментируют следующим образом.

- Да, график погашения мы составляли и подписывали, но подписывали вынужденно. Потому что денежные средства, которые поступают к нам на счет, мы можем потратить на погашение своей задолженности в пределах 2,5 миллиона тенге в неделю, соответственно, 10 миллионов в месяц. Также мы должны заплатить налоги. Если налоги не заплатим, нам закроют счета, и мы вообще потеряем средства к существованию, - парирует главный инженер Виктор Дед.

Заводу по изготовлению битума и изделий из картона уже ограничивали подачу электричества - в апреле сокращали на 50 процентов. Полгода назад долг перед монополистом составил 75 миллионов тенге. Тогда же был подписан договор между руководством предприятия и энергопроизводящей организацией. Переговоры не помогли. Сейчас рабочие пишут письма акиму области с просьбой отсрочить выплату или “разойтись” с кредитором взаимозачетом. Однако ни одним из наименований товара монополист не заинтересовался.

- В данный момент мы еженедельно готовы оплачивать 2-2,5 миллиона задолженности, но монополисты не идут на наши условия, требуют полной оплаты - 40 миллионов. А мы не готовы выполнить их требования. Мы готовы отдать даже взаимозачетом, если наша продукция их интересует. У нас есть в наличии рубероид на 50 миллионов тенге. Однако пока монополист не изъявил желание произвести взаиморасчет, - рассказал начальник службы безопасности завода, председатель первичной организации партии “Нур Отан” Юрий Есиков.

Проблему пытаются решить в областном акимате. По информации специалистов из управления индустриально-инновационного развития, вопрос стоит на контроле заместителя акима области Николая Дычко.

- В настоящее время руководство АО “ПКРЗ” составляет новый график, исходя из реальных возможностей предприятия. До конца текущего года пройдут переговоры с участием заместителя акима области и Павлодарэнерго и всех заинтересованных сторон по решению данного вопроса. Мы сделаем все возможное, чтобы 250 человек не остались без работы, - прокомментировал официальную позицию заместитель руководителя управления индустриально-инновационного развития области Мурат Каримов.

Пока чиновники решают вопросы бизнеса, сами заводчане предложили новый вариант - теперь они просят монополиста отсрочить выплату долга до января 2016 года.

- Мы вышли с предложением продлить наш график до конца января 2016 года. То есть мы просчитали, что имеющаяся продукция продается, и до 1 января мы готовы будем погасить всю задолженность.

В конце недели должны состояться переговоры, обещанные чиновниками. Тогда и будет известно, что станет с предприятием.

Поделиться
+1