Социальная «сеть»

Область переходит на новый формат работы в сфере торговли продуктами питания. Теперь для сдерживания роста цен упор будет сделан на социальные магазины и ярмарки. В первых, к слову, сейчас проводят ревизии – право иметь статус «социального» магазинам необходимо будет подтвердить.

После того, как в Казахстане прошла последняя корректировка курса тенге, представители местных исполнительных органов во главе с Нуржаном Ашимбетовым, заместителем акима области, проводили мониторинги и работали с торговыми сетями, чтобы не было резкого повышения цен. Однако цены все равно пошли вверх, где-то действительно обоснованно, где-то нет. Чтобы обеспечить жителей региона доступными продуктами питания, в области намерены организовать работу социальных магазинов и ярмарок по-новому.
По словам Н. Ашимбетова, в настоящее время многие действующие социальные магазины дискредитируют проводимую государством политику. Где-то цену втихую поднимают или плохой товар отпускают, а потом ссылаются на власть, мол, это все с их подачи происходит. К тому же такие магазины зачастую не придерживаются допустимой торговой наценки и не работают напрямую с товаропроизводителями, с которыми акимат подписал меморандум.

Уже сейчас во всех городах и районах проводятся ревизии социальных отделов, и в скором будущем систему социальных магазинов ждут заметные изменения.

– К примеру, город Павлодар мы условно поделили на 30 микрорайонов, в каждом из которых будет работать хотя бы один социальный магазин, – отметил Нуржан Ашимбетов. – Их задача заключается в прямой работе с производителями, стабилизационным фондом. При этом они должны придерживаться низких торговых наценок, не более 10%. Поэтому, хотя цена у них будет низкая, за счет проходимости товара и большого спроса они могут делать свой бизнес.
Было решено поменять и подход к контролю системы торговли и сдерживания цен. Если раньше госструктуры пытались контролировать работу всех торговых точек, то теперь акценты смещены в сторону социальных магазинов и ярмарок.
– Сейчас все кому не лень берут статус социального магазина, – посетовал заместитель главы региона. – Но жители нашего города приходят туда и не видят ничего по этим самым социальным ценам. Суть социального магазина заключается в том, что они делают низкую торговую наценку. В каждом городе и районе должны быть социальные магазины, которые придерживаются таких наценок. Мы будем следить за этим, список таких торговых точек будем публиковать через средства массовой информации. Помимо этого там же появятся рекомендуемые цены, поэтому люди самостоятельно могут контролировать наценки и работу социальных магазинов.

В последнее время стремительно выросла цена растительного масла – от 300 тенге и выше за один литр. Это связано с тем, что самый крупный отечественный производитель – АО «Май» (г. Усть-Каменогорск) поднял отпускные цены. Однако подсолнечник выращивают и в нашей области. В этом году наши фермеры засеяли им 150 тысяч гектаров, с которых будет получено приблизительно 75 тысяч тонн маслосемян. Из этого объема можно выработать примерно 20 тысяч тонн растительного масла, что, как отметил Нуржан Ашимбетов, в два-три раза превосходит потребность нашего региона. У нас в в области есть свои маслобойни, поэтому нет смысла зря сырье возить в Усть-Каменогорск и обратно готовую продукцию. Были запущены цеха по производству растительного масла, которое теперь продают на ярмарках по 260 тенге за литр.

На протяжении последних лет в области социальные отделы работали в осенне-зимний период, потому что зима считается таким временем года, когда необоснованное повышение цен встречается особенно часто.

– У нас есть специальные соглашения с крестьянскими хозяйствами, – сообщил Н. Ашимбетов. – Мы не бьем по рукам производителей и переработчиков. Если у них складывается хорошая конъюнктура, мы их только поддерживаем. Мы хотим, чтобы торговля работала в нормальных пределах: в социальных магазинах надбавка 10%, в обычных магазинах – 15-20%. Этого более чем достаточно для успешного ведения бизнеса.

Теперь с 1 ноября в каждом городе и районе будут начинать свою работу настоящие социальные магазины, предварительно подписавшие соответствующие договоры.

В облакимате составили список производителей, которые будут на протяжении всей зимы отпускать товар по фиксированной цене. В настоящее время, уточнил Нуржан Ашимбетов, они заняты поиском партнеров, которые будут добросовестно исполнять свои договоренности, чтобы снабжать народ доступными продуктами питания.

Поделиться
+1