«Казахстанское производство: Качество. Конкурентоспособность. Перспективы».

13 ноября 2015 года, Павлодарский областной комитет Коммунистической Народной партии Казахстана провёл круглый стол на тему: «Казахстанское производство: Качество. Конкурентоспособность. Перспективы».

Участники круглого стола отметили что, в современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспективы развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и способности производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых способствует росту благосостояния населения.

В структуре экономики Казахстана ежегодно возрастает доля добывающей промышленности, что ведет к ее однобокому развитию и снижению общей конкурентоспособности казахстанской экономики. Вместе с тем, добывающая промышленность должна служить основой для развития других секторов экономики и способствовать обеспечению макроэкономической стабильности, модернизации экономики и социального благополучия народа Казахстана.

Анализ многих известных определений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов, безусловно, важных для вывода комплексного понятия и определения его места среди других экономических категорий:

конкурентоспособность какой-либо единицы системы - это мера ее привлекательности для потребителя;

привлекательность определяется степенью удовлетворения требований потребителя;

состав предъявляемых требований и их преимущество зависит как от вида производимой единицы, так и типа ее потребителя;

конкурентоспособность, как экономическая категория относительно конкретного рынка и конкретного аналога;

проблема конкурентоспособности относится лишь к недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;

конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;

имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от той доли, которую он занимает в настоящее время.

Как отметила в своём выступлении первый секретарь Павлодарского обкома КНПК., Г.Нугманова -

Следствиями приведенного определения являются следующие утверждения:

полностью конкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая обладает различными, не уступающими своим конкурентам, показателями в условиях конкретного рынка;

основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;

при приобретении товара, потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;

для покупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;

доля объекта, на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности товара в данный момент: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы;

конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения.

Таким образом, проблема конкурентоспособности является комплексной. Универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится. Для того чтобы правильно понять, в чем заключается сущность конкурентоспособности, когда возможно и оправданно свойство конкурентоспособности подменять свойством качества или эффективности, а когда оно представляет самостоятельную категорию, следует сделать подход к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне предприятия, отрасли, отдельного региона - субъекта  и на уровне национальной экономики в целом.

В завершении круглого стола участники утвердили итоговый документ. Из которого следует, что

Когда Казахстан вступал в ЕАЭС, одним из преимуществ союза указывали, 170-миллионный рынок, который открывался перед нашими товарами и производителями. А получилось, что полки казахстанских магазинов еще больше заполонили российские и белорусские товары.

Казахстан ничего не смог предложить рынку ЕАЭС. За исключением не очень значимых торговых позиций, таких, как алкоголь, кондитерские изделия, и т.д.,казахстанские производители оказались не готовы к конкуренции в рамках Евразийского экономического союза.

В годы экономического процветания, государство вкладывало огромные средства в развитие крупных прорывных проектов, справедливо считая, что именно крупные предприятия способны стать локомотивом экономики и помочь уйти от сырьевой зависимости. Тогда как, средние и мелкиепроизводители практически не получили ни каких преференций от государства.

Но проекты ФИИР по диверсификации экономики не дали ожидаемых результатов. Многие «прорывные»предприятия так и не заработали на полную мощность, а часть и вовсе провалились.

Неслучилось качественного рывка и в сельском хозяйстве. Программами по поддержке сельхозпроизводителей могли воспользоваться в основном крупные хозяйства, тогда как мелкие и средние аграрии не получили финансирования из-за завышенных требований банков.

Небылиразработаны эффективные механизмы по реализации произведенной продукции малыми хозяйствами или частными подворьями. Казахстанские ритейлеры, финансовый и сырьевой секторы, производственники, посредники – все уже привыкли к «сладкой» рентабельности при минимуме затрат, а также к постоянной господдержке.

В итоге, казахстанские производители оказались не готовы к происходящим экономическим и интеграционным процессам. Ситуацию усугубило отсутствие структур, напрямую отвечающих за развитие экспорта сельскохозяйственной переработанной продукции.Казахстанские бизнесмены, имеяотносительно хорошие условия для ведения бизнеса по сравнению с российскими, не смогли предложить покупателю конкурентный товар, и для этого имеется ряд объективных причин:

Дорогие кредиты. Казахстанские банки в первую очередь – это инструменты обогащения, а потом уже инструмент развития экономики и бизнеса.

Издержки бизнеса. Количество прямых, официальных издержек в виде налогов плюс множество неофициальных издержек, т.е. взяток и «откатов», делают товар либо экономически невыгодным, либо очень дорогим.

Отсутствие квалифицированной рабочей силы. Уровень образования молодых специалистов не соответствует современным требованиям.

Отсутствие собственных технологий.

Валютное регулирование и девальвация тенге.

После вступления в ЕАЭС предполагалось, что наша экономика укрепится, а товаропроизводители научатся работать в условиях острой конкуренции. Но в рамках евразийской интеграции, национальные производители остались в том же плачевном состоянии, что и до неё.

Спасая отечественную промышленность, правительство только и смогло что предложить заградительные меры, в качестве защиты интересов бизнеса. Продлевая тем самым агонию, но не решая проблему.

Нельзя назвать вхождение Казахстана в ВТО хорошей перспективой. Отмена ввозных пошлин, если для рядового потребителя поначалу снятие барьеров будет благом в виде снижения цен на ряд импортных товаров, то нашим производителям придется туго, причем намного туже, чем в условиях ЕАЭС.Требования к готовой продукции в рамках ВТО очень высокие и ратовать на то, что мы сможем вывести нашу продукцию на интересные нам рынки – проблематично. Значит, ни по себестоимости, ни по качеству, ни по логистическим возможностям для потребителей и посредников в странах ВТО нам не выгодны.

Без решения вышеназванных проблем говорить о развитии и успешной конкуренции казахстанских товаропроизводителей не приходится. В этой связи Коммунистическая Народная партия Казахстана предлагает следующие меры:

Внедрить Государственную программу продовольственной помощи населению: если ежемесячный доход одного человека менее 80 тысяч тенге, то недостающую сумму государство должно начислять на специальную банковскую карту. Эти деньги можно истратить только на казахстанские продукты. Программа даст двойной положительный эффект: поддержит население в трудный период и казахстанских производителей продуктов питания и товаров первой необходимости.

Пересмотреть существующие программы поддержки малого и среднего бизнеса, а также самозанятого населения. Усовершенствовать систему финансирования МСБ, убрать заградительные препоны, в виде высоких требований банков второго уровня к потенциальным заемщикам.

Акиматам всех уровней разработать эффективные инструменты поддержки предпринимателей – предоставлять информацию о возможностях и перспективах развития бизнеса в различных сферах, например, давать информацию об импорте товаров, потребности в услугах и т.д.

Разработать и внедрить практику отраслевых отчетов – информировать население и бизнес об импорте товаров в различных отраслях экономики. Тем самым создавая условия и возможности для импортозамещения нашими производителями.

Максимальностимулировать развитие частных подворий. Разработать эффективный механизм реализации агропродукции мелких производителей (частных подворий).

Ужесточить наказание за коррупционные преступления.

Поделиться
+1