Все в уме

Школа ментальной арифметики, в прошлом году открывшаяся в Павлодаре, учит детей считать в уме быстрее калькулятора, пишет газета Версия.

73-34+46+68+84+40+51-85+36+96+75+66+26+12+ 34+19+98-46+38+57 - как быстро вы посчитаете этот пример в уме? А вот некий павлодарский мальчик на видеоролике через две секунды после сообщенного ему задания говорит верный ответ: 754. Удивительно? Ничуть, если знать, что он пользовался методами ментальной арифметики - обучающей программы устного вычисления при помощи образного представления счетов, в данном случае - абакуса, счетной доски. Поначалу ребенок работает с ней, а после, на более высоких уровнях, считает, представляя счеты в уме и передвигая пальцами, как если бы абакус лежал перед ним. Ученик подобной школы - а центров ментальной арифметики в мире насчитывается около пяти тысяч - не только складывает, вычитает, умножает, делит многозначные числа, но даже вычисляет квадратный корень в устном счете за несколько секунд.

- В Павлодаре мы открылись в ноябре 2014 года, - рассказывает региональный директор международной ментальной арифметики школы «ISMA Казахстан» СалияРахимбаева. - Буквально полтора года назад я услышала об этой методике и очень ею заинтересовалась, захотела отдать своего ребенка на обучение. Сама вышла на представителей школы в Казахстане. Руководство школы стало рассматривать вопрос открытия их центра в нашем городе. Я посетила некоторые общеобразовательные школы города с предложением сотрудничества, однако интереса от их администрации не было. Позже мне поступило предложение стать директором центра ментальной арифметики в Павлодаре, я согласилась. Интерес со стороны родителей есть, и на сегодня у нас обучаются около двухсот человек.

Всех учеников школы называют студентами. Занятия проходят раз в неделю по два часа, но домашнее задание нужно выполнять ежедневно.

- На дом дается один листок с вычислениями, - продолжает Салия, - его решение занимает около десяти минут в день, с переходом на следующие уровни задания усложняются.

В школе ментальной арифметики арифметические действия, как сложные, так и простые, отрабатываются параллельно. Всего в обучении десять уровней.

- На один уровень отводится три - три с половиной месяца. В общем, обучение занимает около трех лет. Ребенок может взять и летние каникулы….

- А можно ли прерывать обучение?

- Можно, но длительные перерывы нежелательны. Здесь важна систематичность и регулярность занятий. Ребенку, который постоянно посещает уроки, но не выполняет домашние задания, обучение будет даваться с трудом. Это как игра на пианино - ежедневная практика принесет прекрасный результат. Как показал наш опыт, после окончания первого курса каждый наш студент умеет считать ментально.

- Много ли тех, кто бросает обучение?

- Выдерживает не каждый, методика легкая, но некоторые ленятся ходить даже раз в неделю и делать ежедневные домашние задания, пусть и небольшие. Обучаем детей в возрасте от пяти до четырнадцати лет. Именно в этом возрасте стадии развития мозга ребенка позволяют ему давать максимальный результат, развивать креативное мышление, считается, что после четырнадцати лет идет просто обогащение знаний.

- То есть взрослые научиться этой методики не смогут?

- Они смогут овладеть навыками, но прогрессирующих успехов они вряд ли добьются. Данная методика - не математика, как многим кажется, это развитие полушарий головного мозга на базе арифметики. Мы заставляем правое полушарие работать, так как при обучении в обычной школе в основном развивается левое полушарие. Некоторые не понимают этого, говорят: нам нужно, чтобы ребенок хорошо учился, поэтому отдаем его вам. Нужно, чтобы происходила синхронная работа двух полушарий, это не дастся без специального развития. Очень хорошо поддаются обучению дети пяти-шести лет. Школьники идут в первый класс, а уже владеют навыками вычисления двухзначных чисел.

- Все же скептические и негативные отзывы о ментальной арифметике в сети Интернет тоже есть. Как вы считаете, почему?

- Сталкивалась с мнением о том, что ребенок перестает мыслить логически, и ему с трудом дается решение логических задач. Не нужно забрасывать школьную программу. Дело в том, что в школах, например, сложение двузначных чисел заставляют выполнять столбиком. А наш ученик может быстро ментально подсчитать и написать ответ. И он будет правильным. Но учитель будет требовать решения, как положено по школьной программе. Я не соглашаюсь с утверждением, что навыки ментальной арифметики мешают. Если человек выдает правильный ответ, разве это плохо? Счетами пользовались издревле. Они развивают и моторику пальцев - она необходима. На опыте своей дочери могу сказать, что она продолжает учиться отлично. В школе методику практически не использует, разве когда нужно что-то быстро подсчитать, она тут же выдает правильный ответ. Дочь параллельно осваивает школьную программу.

- Неспособных к ментальному счету ребят нет?

- Нет. У нас нет и вступительных экзаменов. Единственное - на пробном уроке мы проверяем уровень уже имеющихся знаний, чтобы определить, в какую группу направить ребенка. У нас была и девочка с диагнозом ДЦП - это же не умственно ограниченный ребенок, значит, может обучаться, как и другие студенты, а моторика и вовсе таким детям необходима. Мы делаем скидки в обучении для детей с матерями-одиночками. Дети-сироты обучаются бесплатно. Если семья малообеспеченная либо есть ребенок-инвалид, мы тоже идем навстречу. Сейчас оплата без скидок за четыре посещения, то есть восемь занятий, составляет шестнадцать тысяч тенге.

- Каким образом формируется преподавательский состав?

- Желающие работать у нас проходят специальное обучение, потом приезжают модераторы школы из Астаны и принимают у них экзамен. Каждые три месяца преподаватели сдают уровень. Если не сдали, к ведению занятий не допускаются. В основном у нас работают педагоги-психологи, а также учителя начальных классов и математики. Родителей мы приглашаем на открытые уроки, где демонстрируем знания детей. Важно, чтобы мамы и папы поддерживали в ребенке желание учиться, мотивировали его. Некоторые родители считают: главное, что их сын или дочь регулярно ходит на занятия, остальное - неважно. Это неправильно. Нужно хотя бы контролировать выполнение домашних заданий. Также дети занимаются скорописью, которая помогает развитию навыков скорочтения, тренируются на таблице Шульта - это что-то вроде разминки: нужно найти за время цифры, расположенные хаотично в квадрате, в порядке от одного до двадцати. Взрослым часто кажется, что это легко, однако результаты они показывают гораздо хуже, чем наши студенты.

Есть в этой школе и что-то вроде табеля успеваемости, однако в нем можно отследить полный хронометраж обучения: результаты работы ребенка даются в виде графиков.

- Оценки мы не ставим, - говорит педагог, - только «смайлики» с подписями: «молодец!», «ноль ошибок» или же: «ты допустил ошибку», «старайся лучше».

- Есть мнение, что ментальная арифметика - излишняя нагрузка на ребенка. Но в то же время приветствуются те же занятия музыкой, спортом. Ментальная арифметика также помогает развиваться всесторонне. Но в нашем городе еще немного настороженно относятся к такому обучению. В Астане, например, около тридцати процентов школ предоставляют кабинеты, куда приходят преподаватели школы ментальной арифметики и обучают детей. Директор астанинской «Назарбаев Интеллектуальной школы» интересовался методами обучения системе ментального счета, но ведь их учебное заведение посещают дети, начиная с седьмого класса, а наша методика эффективнее, если ей заниматься с более раннего времени.

- Достижения у вас какие-то уже есть?

- Да, мы участвовали в республиканской олимпиаде по ментальной арифметике: из восемнадцати человек одиннадцать привезли призовые места. Сейчас мы готовимся к новой республиканской олимпиаде, которая состоится в Астане в январе. Из недавнего: проводили промо-акцию в «BatyrMall»: родителям раздали калькуляторы и предложили считать на них те же числа, что их дети вычисляют в уме. В итоге родители не успевали за ответами детей. Были крайне удивлены и наблюдающие за всем этим. Что скажешь - результат налицо.

Поделиться
+1