Денег-то хватит?

С этого года жильцы дома престарелых получают только минимальные пенсии, а инвалиды - пособие в размере минимального прожиточного минимума, вне зависимости от того, насколько большие пенсии им полагались раньше. А базовую пенсию жильцам дома престарелых отменили вовсе.

Сапарбек Абдуллин, руководитель КГУ «Медико-социальное учреждение общего типа для престарелых и инвалидов Павлодарской области» - так официально звучит название дома престарелых - рассказал «Версии» о том, что изменится в жизни его опекаемых после этой реформы.

- Инвалиды будут получать минимальный прожиточный минимум, который составляет 22 859 тенге, а пенсионеры - минимальную пенсию, которая составляет 25 824 тенге, - подтвердил Сапарбек Сеитович. - А базовую пенсию с них просто сняли, потому что наши опекаемые и так живут полностью за счет государства. Приведу пример, чтобы стало понятно: вот, допустим, пенсионер получал пенсию в 80 000 тенге. Базовую пенсию у него убрали (сейчас она составляет 11 965 тенге - авт.) -  остается 68 000 тенге. Из этих 68 000 он будет получать 25 824 тенге, а оставшиеся 42 000 с копейками будут идти на счет нашего интерната. Подчеркну - на содержание этих же опекаемых. Далеко не от каждого пенсионера будет поступать эта разница. Например, женщина получала пенсию в 32 000 тенге. Базовую пенсию с нее сняли (ее не получит ни женщина, ни госучреждение, эти 11 965 тенге просто останутся в казне государства - авт.), и в итоге ее пенсия должна была бы сократиться до 20 000 тенге, но ей все равно выплатят минимальную пенсию. А на счет интерната не поступит ничего.

- Ну, понятно, да, что у всех пенсии разные, у кого-то большие, и те больше и  потеряют, а у кого-то маленькие, и те потеряют меньше.

- В свое время кто-то стаж не выработал, тем, конечно, хуже. Сегодня мы были в ГЦВП и выяснили, что шесть наших опекаемых без базовой пенсии будут получать вообще кто 2000 тенге, кто 7000. Теперь будем письмо писать в министерство, чтобы таким людям пенсию довели хотя бы до базовой. Парадокс такой сложился: есть у нас человек, который не работал ни дня, и поскольку он ничего себе не наработал, то ему базовую пенсию оставили, он все равно будет получать эти 11 965 тенге. А люди, которые хоть сколько-то работали, но мало, будут получать столько, сколько им полагается, даже если это 2000 тенге. Однако все они находятся на полном государственном обеспечении.

- Сколько в итоге денег вам будет поступать дополнительно?

- Порядка двух миллионов тенге в месяц. Наше финансирование от государства, без учета этих поступлений, составляет чуть больше 200 миллионов тенге в год. Большая часть из них уходит на оплату работы: у нас на 270 опекаемых приходится около 200 человек персонала. Потом - на питание, на оплату комуслуг, на медицинские расходы…

 - На что пойдут деньги, которые вам будут перечислять за счет сокращения пенсионных выплат вашим опекаемым?

- То, что бюджетом не предусмотрено - есть там у нас положенные 60 наименований по питанию, но, допустим, нет творожков, йогуртов - то, что в бюджет не заложено, мы их покупаем. Дальше - медикаменты. Если врачи назначают лекарство, которое не входит в перечень бесплатного гарантированного объема, то мы их покупаем. Теперь будем оплачивать стоматологические услуги, обследования у узких специалистов. С наличными мы работать не будем, только через казначейство, перечислением.

- Сколько у вас уходит на питание в день на человека?

- Около 700 тенге.

- Это не очень мало?

- Мы все закупаем через портал, и люди сбрасывают цену. Например, картошка сейчас - 75 тенге за килограмм, а мы где-то за 40 покупаем.

- А на медицинские услуги сколько уходило?

- Раньше нам давали четыре миллиона тенге в год на лекарства - это сверх гарантированного бесплатного объема медпомощи.

- Это раньше бюджет выделял. А теперь он будет выделять эти деньги?

- Так и будет выделять, но платные услуги, которые раньше пенсионеры сами оплачивали, мы будем оплачивать - из тех средств, что будут поступать на счет в этом году.

- Получается, государство не прекращает выделять вам деньги. Но все в том же объеме или уже в меньшем?

- Пока в том же объеме.

- Раньше, наверное, пенсионеры в любом случае докупали еды, хоть в интернате и пятиразовое питание. А что теперь будет? Не будут ли они жить впроголодь?

- Холодильники у них всегда были полные, но и сейчас еще 25 000 тенге - достаточно, если не считать этих шести человек (о которых говорилось выше, что они не наработали даже на минимальную пенсию - авт.)… Но по этим шести решать, наверное, вопрос как-то будем, через министерство.

После беседы в кабинете мы выходим поговорить с жильцами дома престарелых - узнать, что они сами обо всем этом думают. Интересно мнение, конечно, в первую очередь тех людей, у кого пенсия была максимальной, а стала минимальной.

Владимир Михайлович Каневский, на которого мы наткнулись прямо у кабинета, внезапно огорошил:

- Я согласен с этим законом, даже раньше волновался, почему так сделали, что мы здесь, как дома, лучше, чем дома, а с нас ничего не удерживают. Я это даже предлагал, - уверенно заявил пенсионер, да так, что автор этих строк на несколько секунд потеряла дар речи.

- А сколько у вас пенсия была, если не секрет?

- Ну, около 80 000 тенге.

У входа в столовую мы увидели женщину, к которой и направился Сапарбек Сеитович:

- Вот Екатерина Григорьевна, она получала 18 000 тенге, и когда базовую пенсию убрали, у нее осталось 6000. Вот она и будет теперь эти 6000 тратить, - развел руками руководитель дома престарелых.

- Да что там тратить, - меланхолично ответила женщина, не выказывая, впрочем, особой обеспокоенности своей судьбой.

Николаю Дмитриевичу Николайчуку - 87 лет, в Великую Отечественную войну он партизанил, говорит, что есть награды, подписанные Леонидом Кучмой - за освобождение Украины, медали за освоение целины. Пенсия у него была также под 80 тысяч тенге.

- Вы теперь будете получать только 25 000 с копейками на руки. Что вы об этом думаете?

- Ну, и хватит.

- То есть вы не против?

- А куда я против пойду, зачем? Я вам скажу вот что: дети у меня были, я детям помогал, но сейчас дети в Россию уехали, я один. Ну, куда я теперь? Запас у меня денег есть, чтобы меня похоронили, и место есть - там, где жена, дочка, сын похоронены. И я там буду. Ну, и все, а что я теперь? У меня вода горячая есть, - загибает пальцы ветеран, - холодная вода есть, место есть спать. Я тут и дома. Я не против.

- А не боитесь, что не будет хватать денег?

- Нет.

Честно сказать, я не думала, что получу такие ответы, когда отправлялась в дом престарелых, так что пенсионеров и инвалидов с альтернативной точкой зрения - тех, кто против реформы, пришлось буквально выискивать.

- Скажите, как вы относитесь к новому закону - вот вы получали достаточно большую пенсию, теперь будете получать минимальную. Как вы к этому относитесь? - обратилась я к пенсионеру-инвалиду Владимиру Константиновичу Касканову, которому недавно исполнилось 79 лет.

- Кто с большого на маленькое перейдет и доволен будет? - рассмеялся Владимир Константинович. - У меня пенсия была 60 000 тенге. Конечно, в моральном аспекте это давит, - признался пенсионер. Но бесплатно жить - это тоже нонсенс уже. Наверное, так нужно было, - в конце он пожал плечами.

- Ну, а вы не думали, что вы всю жизнь работали, отчисляли налоги, что это здание построено в том числе и на ваши деньги?

- Обидно немножко, обидно. Некоторые работали спустя рукава, им дали минимальные пенсии - и меня с ними сравнили.

- А у вас сколько стаж?

- 34 или 36 лет.

- Вы не опасаетесь того, что вам не будет хватать тех денег, которые вам будут теперь выплачивать?

- Нет, этого я не опасаюсь.

- К тому же, если человек захочет отсюда уйти, тогда ему снова вся пенсия будет восстанавливаться в полном объеме, - сообщил руководитель дома престарелых Сапарбек Сеитович.

И в конце разговора рассказал об одном нововведении, которое должно вот-вот появиться:

- Наш интернат рассчитан на 285 человек, сейчас у нас 270 человек. И 12 мест мы держим отдельно - будем открывать платное отделение. К нам поступает много таких обращений, что дети, допустим, собрались съездить отдохнуть или еще куда-то, но не могут оставить старого человека одного. Мы и планируем открыть такую услугу, временно - до полугода - забирать к себе пенсионера. Или человек лежачий, а за ним временно ухаживать некому. Ну, и лежачих будем брать. Пока такие услуги по Казахстану оказываются только в Астане.

- Сколько это будет стоить?

- Где-то в месяц на каждого опекаемого у нас идет расход 60 000 тенге, вот из этого и будем исходить. Деньги тоже не в интернат себе берем, а человек оплачивает это в бюджет и к нам приходит уже с направлением. Сейчас ждем решение маслихата по этому вопросу. Должны были запустить эту услугу еще с 1 января, но пока есть какие-то загвоздки формального характера, кажется. Есть у нас и двухместные комнаты, и одноместные для этого.

- А желающих много?

- Уже человек пять-шесть записались.

- А расширяться потом не планируете?

- Расширяться некуда, - ответил Сапарбек Сеитович. 

Фото altaynews.kz.

Поделиться
+1