Более двух десятков павлодарских предприятий, в том числе таких крупнейших в регионе, как АО «ПНХЗ», АО «Каустик», ГРЭС-1, ГРЭС-2, павлодарский аэропорт и другие, в ближайшие пару лет  окажутся в частных руках, пишет газета Зведа Прииртышья.

Кого ждут в новые хозяева нынешние руководители этих объектов? Вопрос, конечно, риторический. И всё же…

Очередной процесс передачи госпредприятий в конкурентную среду начался в 2014 году. Благодаря второй волне приватизации в Павлодаре приобрели новых хозяев Павлодарский областной центр формирования здорового образа жизни, ТОО «Автобусный парк №1», ТОО «Горкомхоз Павлодар» и некоторые другие. Продолжится эта процедура и в этом году. Но уже в более масштабном объёме.

Как сообщила заместитель руководителя управления финансов области Кадиша Беготаева, в новом комплексном плане, утверждённом Правительством, для приватизации определены крупные организации республиканской собственности и «дочки» национальных управляющих холдингов, количество которых к 2021 году необходимо снизить на 15 процентов.

В Павлодарской области в конкурентную среду планируется передать 26 таких объектов. В этом списке, с которым, кстати, можно ознакомиться на сайте Министерства финансов, целый ряд крупных промышленных гигантов. Это: ГРЭС-1, ГРЭС-2, ТОО «Богатырь Комир», ТОО «Майкаинзолото», АО «ПНХЗ», АО «Каустик», ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания», павлодарский аэропорт и другие.

– Все эти объекты являются дочерними предприятиями, и, соответственно, находятся не в нашей, а в республиканской собственности, – рассказывает Кадиша Беготаева. – Это значит, что их продажей будут заниматься акционеры. Например, если речь идёт о ПНХЗ, то всеми вопросами приватизации будет ведать АО «КазМунайГаз», владеющее стопроцентным пакетом акций завода. Продажа АО «Каустик» находится в ведении АО «Национальная атомная компания». Экибастузскими станциями владеет АО «Самрук Энерго».

Приватизация этих объектов должна пройти до 2020 года. Что касается способов продажи, то сейчас специалисты затрудняются сказать что-либо конкретное. Кроме разве что предприятий АО «Самрук Энерго», поскольку форма их приватизации определена Правительством. ГРЭС-1, ГРЭС-2 и ТОО «Богатырь Комир» будут проданы посредством IPO, то есть публичных предложений на рынке ценных бумаг для неограниченного круга лиц.

А вот, например, как будут приватизировать АО «Каустик» – вопрос интересный. Дело в том, что это предприятие входит в состав специальной экономической зоны «Павлодар», что подразумевает ряд государственных преференций как для участников СЭЗ при соблюдении определённых условий. Означает ли это выход АО «Каустик» из состава СЭЗ «Павлодар»? Или продажа состоится в таком статусе? Мы задали этот вопрос председателю правления АО «Каустик» Ерлану Орынбекову, но пока не получили от него ответа. Не прояснили ситуацию и в управлении финансов, поскольку, как рассказала заместитель руководителя этого ведомства, с нового года внесены изменения в целый ряд законодательных актов и правил. В частности, изменились и правила приватизации.

– По-старому мы работать уже не будем, – сообщила Кадиша Беготаева.

А как будут? На этот вопрос пока тоже нет ответа. Дело в том, что видоизменённые правила приватизации ещё не зарегистрированы в органах юстиции. Пока этого не произойдёт, специалисты не имеют права о них распространяться.

Покуда даже доподлинно не известно о том, каким образом будет продан тот или иной объект, сложно предполагать, кто же станет его новым собственником. И тем более интересно выслушать мнения компетентных людей, тех, кто сейчас стоит во главе предприятий, в скором времени подлежащих приватизации.

Например, павлодарский аэропорт. По плану его приватизация намечена на 2017 год. Но, как считает Владимир Юдин, нынешний руководитель павлодарского аэропорта, этот процесс может затянуться,
– Нужно быть настоящим патриотом павлодарского аэропорта, чтобы его купить, – считает он.

И дело не в том, что этого не может быть в принципе. В истории павлодарской авиации есть пример того, как местный предприниматель решил реанимировать экибастузский аэропорт, выкупив его в свою собственность.

Вот только дело не пошло. Как говорит руководитель аэропорта, процветание этого вида деятельности зависит не столько от менеджерских качеств и грамотных маркетинговых ходов, сколько в целом от экономической ситуации в обществе. Взять, к примеру, сегодняшнюю финансовую нестабильность, когда курс доллара каждый день преподносит неприятные сюрпризы.

Если бы не появление конкурентов в казахстанской авиации, повлекшее за собой значительное снижение цен на авиабилеты, когда летать самолётами у некоторых авиаперевозчиков стоит почти столько же, как путешествовать на поездах, вряд ли в павлодарском аэропорту наблюдалось бы такое оживление. Кстати, сегодня он еженедельно принимает 23 рейса, в том числе и московские.

– Конечно, сами себя мы окупаем, но не более того, – говорит Владимир Юдин. – О дальнейшем развитии пока приходится только мечтать.

Именно поэтому руководитель павлодарского аэропорта и считает, что с точки зрения бизнеса этот объект с оценочной стоимостью в один миллиард триста миллионов тенге вряд ли можно назвать лакомым куском, и продать его будет значительно сложней, чем, скажем, павлодарский нефтехимический завод.

– Но будем убеждать бизнесменов, – говорит Владимир Юдин.
Что касается ПНХЗ, то здесь, думается, никого убеждать особо не требуется. Тем более что к заводу уже давно проявляют интерес многие компании, в том числе и зарубежные. А правила приватизации не запрещают приобретать подлежащие приватизации объекты не гражданам Казахстана.

Правда, правила эти, как уже говорилось, претерпели некоторые корректировки, но, учитывая курс Правительства на развитие инвестиционной политики, вряд ли в части прав нерезидентов Казахстана.

Кстати, к продаже ПНХЗ стали готовиться ещё с прошлого года, когда завод взял курс на аутсорсинг, то есть перевод непрофильных подразделений в отдельные ТОО. Как объясняют специалисты, покупателей интересует в своём большинстве только производство, продать только его без профильных подразделений гораздо легче.

Поделиться
+1