Большая перемена?

Судя по всему, в марте этого года в стране состоятся парламентские выборы. Также есть высокая вероятность того, что электорат одновременно с депутатами Мажилиса выберет и депутатов маслихатов. И от того, кого выберут павлодарцы в представительную ветвь власти, будет во многом зависеть наша дальнейшая жизнь, так как в соответствии с программой модернизации «100 конкретных шагов» с каждым годом на места будет передаваться все больше и больше полномочий.

Но если честно, многих ли радетелей интересов народа знаем в лицо и можем ли сказать: он/она – наш человек, защитит, решит наши проблемы. Судя по сайту городского маслихата, в прошлом году павлодарцы задавали всем депутатам один и тот же вопрос: «Как не допустить строительства завода по сжиганию отходов?». И все избранники отвечали – вопрос решается наверху, то есть они расписывались в своем бессилии. Впрочем, о городском маслихате мы поговорим в одном из следующих номеров, а сегодня речь – о депутатском корпусе Павлодарского областного маслихата.

Подготовка этого материала началась с блиц-опроса, который журналисты проводили по телефону методом случайного набора номеров. В результате его выяснилось, что практически никто не смог по памяти вспомнить хотя бы десять народных избранников. У большинства респондентов газеты на слуху всего пять-шесть фамилий. Мы допускаем, что некоторые депутаты делают свою работу и совершенно не заботятся о пиаре, поэтому о них никто и не знает. Но также и допускаем, что определенная часть тех, кто много обещал на прошлых выборах, просто отбывают номер. Не хотелось бы, чтобы такие люди стали победителями в предстоящей электоральной кампании, хоть очередной, хоть внеочередной.

Но Владимир Берковский, секретарь областного маслихата, не согласен с тем, что лишь пять-шесть его подопечных занимаются делом. По его словам, деятельных и инициативных депутатов гораздо больше. Он бы хотел, чтобы в следующий состав прошли как минимум все нынешние председатели постоянных комиссий, а также больше половины действующих депутатов. Они, мол, асы в своих отраслях и строго спрашивают с администраторов программ, руководителей управлений и департаментов, не хуже, чем мажилисмены и сенаторы на парламентском часе, принимают участие в верстке бюджета. И их в прошлый раз избрали не зря.

Мы не спорим с Владимиром Берковским. Ему изнутри, естественно, виднее. Но не секрет, что есть и те, кто занимает, мягко говоря, не свое место, молча отсиживает срок или лоббирует только узкие интересы своего предприятия, уклоняясь от решения общественных проблем, или, что еще хуже, использует депутатский мандат в личных интересах. Были и такие депутаты, которые откровенно дискредитировали само слово депутат. Кое-кто запомнился скандальными выходками и судебными тяжбами, во избежание исков с их стороны мы не называем их фамилии, но наши читатели знают, о ком речь.

О таковых секретарь маслихата предпочел с нами не говорить. Но есть приемные партии «Нұр Отан», есть сайт маслихата, публикации в СМИ, отслеживая которые, можно вполне получить картину деятельности депутатского корпуса. Да избирателям и без того ясно, кто себя с какой стороны показал за эти четыре года. Особой активностью, к сожалению, не отличаются депутаты из сел, люди по своей природе скромные. Ну а нескромные, используя депутатский мандат, пробивали в свое хозяйство субсидии, получали другие прибыльные проекты, к сожалению, по некоторым данным, были и такие прецеденты, попавшие в свое время на страницы газет.

Напротив, два активных депутата – опытные хозяйственники, политики-тяжеловесы Александр Поляков и Александр Касицин были настолько активны и востребованы, что более 80% предложенных ими изменений в правила субсидирования сельскохозяйственных проектов были учтены Минсельхозом и приняты в жизнь. Мы знаем и Анатолия Бойчина, председателя комиссии по экономике и бюджету, как сильного специалиста, способствующего и контролирующего грамотное распределение бюджетных средств, которое защищают администраторы программ перед комиссией. Среди председателей комиссий – Гульнара Досжанова, Кабылкак Капенов и другие.

А те, кто так и не попал в поле зрения журналистов и СМИ хоть какой-то активной позицией, вероятно, и сами понимают, что еще раз депутатский мандат им вряд ли светит. Возможно, приоритеты отбора народных избирателей нынче поменяются – ведь парламентарии и депутаты маслихатов отдают себе отчет в том, что реализация Плана нации «100 конкретных шагов» требует свежую кровь – новые политические силы, партии, активных и креативных людей, крепких хозяйственников, инициативных деятелей. А равнодушным в их рядах не место. Могут сыграть роль и гендерные требования – в сторону увеличения присутствия женщин, или лобби вмешаются так, что поменяются кандидаты от крупных предприятий в условиях кризиса и оптимизации. Словом, логично ожидать изменений в качественном составе. Ждем!

Напомним, депутатов областного маслихата 31, в том числе 26 мужчин, пять женщин, депутатов пенсионного возраста четыре, предпенсионного – два.

Фото Валерия Бугаева.

Поделиться
+1