Платить за домофон или идти в суд?

Такое уведомление вручили и Андрею Маслову. В подъезде его дома по улице Кривенко, 81, домофон установили несколько лет назад. Тогда в договорах, заключенных между жильцами и ТОО "Модус-Павлодар", ясно оговаривался пункт по ремонту и обслуживанию аппарата. Согласно документу, фирма обещала устранять неисправности в течение двух дней после поступления заявки. В то же время срок выполнения обязательств мог быть изменен в случае действия третьих лиц или непреодолимой силы, на которые компания воздействовать не могла.
Однако, по словам местных жителей, система здесь нередко работала из рук вон плохо. Как говорит Андрей Маслов, ТОО "Модус-Павлодар" не торопилось с наладкой домофона. Чтобы аппарат починили, им приходилось ждать по две-три недели. Но, несмотря на открытые двери, семья Масловых до поры до времени платила исправно.
- В конце концов, мне надоело такое дело, и я перестал оплачивать услуги еще в середине 2008 года, - говорит Андрей. - После этого домофонную трубку в моей квартире отключили. И на этом, по моему мнению, наши договорные отношения должны были быть исчерпаны.
Прошло больше двух лет, и никто никаких претензий жильцам дома на Кривенко не предъявлял, пока две недели назад Масловы и их соседи не получили извещения от ТОО "Модус-Павлодар" с просьбой об оплате за пользование аппаратом, то есть домофонной трубкой, отключенной много времени назад. А чуть позже в квартиру павлодарца пришло уведомление от коллекторского агентства "Взыскатель". В бумаге было написано следующее: "В случае неоплаты долга мы будем вынуждены предъявить в отношении вас исковое заявление в суд о принудительном взыскании долга и всех понесенных нами расходов, связанных с его взысканием".
Руководитель конторы, которая защищает интересы домофонщиков, Турлыбек Калтенов уверен: требования его клиента вполне обоснованы. Юрист считает, что Андрей Маслов по договору, который не был расторгнут, обязан заплатить фирме. Даже если абонент пользовался исключительно дверью с домофоном и электронным ключом, он, так или иначе, является пользователем услуг компании. Что касается некачественного сервиса, то это еще нужно доказать. Ведь фактически никто не удосужился все эти годы документально фиксировать неполадки системы. На наш вопрос: "Почему же ТОО "Модус-Павлодар" только спустя несколько лет сообщил потребителю о задолженности?", специалист поделился своими предположениями:
- Даже представителям коллекторских агентств с трудом удается работать с неплательщиками, - поясняет Турлыбек Калтенов. - Тогда что говорить о предпринимателях, которые имеют небольшой штат сотрудников или подчиненных?
Меж тем у независимого эксперта Юлии Лазаревой на этот счет свое мнение. Прежде чем адресовать уведомление с запросом о погашении долга, коллекторское агентство должно было предоставить Андрею Маслову документ, который подтвердил бы уступленное агентству домофонщиками право на такое требование. А вот платить или нет по предъявленному счету - здесь однозначного ответа нет.
Во-первых, говорит Юлия Лазарева, павлодарец может оспорить договор, заключенный с фирмой почти три года назад, он составлялся как документ "на обслуживание подъездного домофона", но никак не "на пользование системой".
Во-вторых, в договоре не определено понятие "домофонной системы". То есть, не исключено, что под этим понятием подразумевается только провода и квартирный аппарат пользователя, но никак не общие дверь и электронный замок.
В-третьих, компания еще должна доказать, что она действительно понесла какие-то расходы в связи с починкой системы в подъезде своего должника.
По субъективному суждению Юлии Лазаревой, люди не должны платить какую-либо абонентскую плату домофонщикам. Ведь они сами платят за дверь, комплектующие и установку домофона, по сути, приобретая все это. Даже в случае поломки аппарата каждый спокойно может обратиться к специалистам за ремонтными услугами и оплачивать только их. Однако об этом почему-то еще никто не задумывался.
В общем, у Андрея Маслова и еще тысячи владельцев квартир, неожиданно попавших в число должников перед домофонщиками, есть два пути. Либо смириться с долгом и рассчитаться с ним. В конечном счете, вы вновь начнете получать услуги. Либо идти к служителям Фемиды и там уже разбираться в том, кто прав, кто виноват. Как говорят эксперты, то, что именно вы выиграете суд, вполне реально.