Дальнобойщик с более чем 30-летним водительским стажем рассказал о том, как стал буквально узником дороги и почти неделю провел в степи с другими товарищами по несчастью.
Каждый год в снежные заторы на трассах Казахстана попадают сотни машин, и спасатели работают круглосуточно, чтобы вызволить тысячи людей, эвакуировать, обогреть и накормить. Но беспрецедентная пробка в Карагандинской области в конце декабря запомнилась даже бывалым дальнобойщикам: почти неделю они провели в перемете, в степи, не зная, когда же их вызволят. ЧС-ники отвечали и им, и журналистам: да, фуры стоят на трассе, да, будут стоять еще долго, мы ждем военную технику из минобороны, чтобы расчистить путь.
Попал в эту переделку и наш павлодарский водитель Иван Пучков. В перерывах между его рейсами мы все-таки смогли с ним встретиться и попросили рассказать о том приключении.
- Как вы попали в эту пробку, откуда, с чем?
- Я ехал из Павлодара, вез в Алматы средства гигиены: 23 декабря я выехал, до Алматы так и не доехал, 30 декабря вернулся в Караганду, отцепил прицеп у офиса и поехал домой, праздновать Новый год.
- Расскажите, когда вы встали в затор?
- 23-его, уже ночью, пытались не пускать на трассу, в итоге я ночь провел на дороге, а утром нас пустили все-таки в Караганду на заезде. Там подъем есть такой, и там мы зависли. Часов с десяти утра до, наверное, двух часов дня там стоял - почистить дорогу никак не могли. Выехал, доехал до выезда, опять пробка, закрыто, не пускают. И вот я две ночи переночевал в Караганде возле магазина на выезде. Потом вроде как пустили, до следующего населенного пункта доехали - и снова трассу закрыли. Там буквально километров 12 мы проехали. И как спустились со Спасска, и все: там мы стояли до 30 числа. С 26 по 30 декабря включительно.
- Сугробы были примерно какого размера?
- Мне почти по грудь были, когда надуло.
- Вы говорили по телефону тогда, что в перемете стоит не менее 200 фур. Откуда такая цифра взялась? Или вы пересчитывали машины?
- Ну, как,… люди же разговаривали друг с другом. Мы перед подъемом стояли, а за подъемом их тоже…... Подъезжали и ГАИ-шники, говорили, что страшно много машин.
- Примерно на какой протяженности пробка была?
- Наверное, километров пять-шесть, а тут еще стояли в самой Караганде в пять рядов, в Балхаше очень много машин стояло.
- Вы долго работаете дальнобойщиком?
- Я всю жизнь работаю шофером, а дальнобойщиком - с 2003 года.
- В подобные ситуации кода-нибудь попадали, чтобы прямо так долго стоять?
- Никогда такого не было.
- Хорошо, 26-ого вы встали. Что вам говорили полицейские - когда поедете?
- Никто нам ничего не говорил.
- Другие водители жаловались потом, что местные жители им провизию втридорога продают, а вы вроде не голодали. Почему? Много еды с собой в дорогу взяли?
- Я ж говорю - я возле магазина стоял, так что я закупился.
- Что покупали?
- Да все, что было: тушенку, лапшу, колбаску - все было.
- А потом - как готовили все это? С кипятильником?
- У нас-то все есть: и плитки газовые, и чайники, сковородочки, кастрюли…...
- Так у вас передвижная кухня целая!
- А как же! Ну, а так что…... Не всем было так здорово. И солярку просили у меня ребята с юга, я делился.
- Пардон, ну, а в туалет как ходили при таких сугробах, в заторе, на морозе?
- Ну как…... туда, за бугры и ходили. Куда деваться?
- Много водителей были без провизии и без солярки?
- Хватало. Солярку я давал - хорошо, что почти полный бак у меня был. Перерасход был потом - где-то 500 литров солярки сжег. Такие вот дела.
- Фирма вам звонила, узнавала, где вы пропали?
- Конечно, шеф всегда звонил, спрашивал, где я, как я.
- А ночевали за рулем?
- Нет, в фуре же есть спальные места, так что спал тоже нормально.
- Вы один были в этом заторе или у вас сменщик, второй водитель есть?
- Нет, мы по одному ездим, но так получилось, что я за нашим, павлодарским водителем стоял: впереди он, и я за ним. Мы вам вместе потом, по очереди звонили.
- Вы говорили, там было много и иностранных граждан - в основном с территории СНГ.
- Да, в этом же заторе россияне, белорусы тоже стояли. Короче, прославились мы этой пробкой на весь мир.
- Были люди, которые к концу пятых суток реально начали голодать?
- Этого я не знаю, говорить не буду. Там такси приезжало для дальнобойщиков, звонишь, у них там центр есть, они даже на стоянке кричат: кому деньги нужно снять, кому запчасти найти. Вот им звонили, и они привозили поесть, воду. И в предпоследний день солдатики уже разносили еду. Мы с Павлом сидели - дали булку хлеба и бутылку воды.
- А таксисты, кстати, как добирались до переметов и обратно?
- Они не совсем к переметом подъезжали. Чуть позади встанут, и мы пешком к ним идем километра два по бурану.
- Заблудиться в степи вы, конечно, не боялись…...
- Нет, мы же вдоль трассы шли, вдоль машин вставших. Ну, и повезло, что мороза такого не было, но дуло крепко - ой-ей-ей.
- И буран все эти дни был, что вы стояли?
- Он то есть, то нет. Видимость плохая была: иногда чуть вдалеке машина стоит, и ее просто не видно, а потом раз - и прояснеет.
- Вам ЧС-ники не предлагали эвакуироваться?
- Мужики кричали, что ходят спасатели и предлагают эвакуироваться, да, но как фуру бросишь? У кого-то вообще ценный груз был, да и у меня эти памперсы те же - если кто приедет ночью на лошади и на санях, разгрузят, порежут все…, кто ж бросит груз-то? Это потом петлю на шею только - за всю жизнь не расплатишься.
- Местные жители правда продавали еду дальнобойщикам втридорога?
- У нас такого не было, а чуть дальше, да, передавали, что булка хлеба 800 тенге стоила. Сначала по 200 продавали, а потом уже по 800.
- Известно, почему встали первые фуры? Так сказать, головные машины в этой невиданной пробке.
- Там подъем: машина не вытянула - скользко, забуксовала и все. А посыпали бы просто дорогу песком - и все уже, машина выедет. Мужики наверху стоят, говорят: 5000 тенге давай - вытащим. Те отказываются платить, и вот все оно этим и кончилось. Машины остановились, преграда для снега получилась, потому и задуло. А так-то сугробов страшных не было. Потом приезжали военные, БТРы были, они растаскивали машины.
- И в итоге вас освободили 30 числа.
- Да, я сдал назад еще два километра, развернулся: и там вообще асфальт сухой был. Только в этот промежуток, где мы стояли, снегу надуло.
- То есть, фактически дальнобойщики сами организовали этот затор.
- Ну, можно и так сказать: первые фуры поднять не могли, а потом машины подъезжают, подъезжают, подъезжают…...
- Вперед так никто и не проехал, в итоге все назад сдавали, чтобы освободиться?
- Вот этого точно не знаю, потому что я развернулся и поехал сначала в Караганду - оставить груз у нас в фирме, а потом домой в Павлодар - встречать с семьей Новый год. Когда я уже после нового года, в начале января, проезжал той же дорогой, то ее так и не почистили. Затор растащили, но на трассе такиешишкари остались, что ехать невыносимо. Кто не знает, нестись будет, там и улететь можно с трассы.
- ЧС-ники вас сразу предупреждали, что стоять в этом перемете будете долго. Вы примерно прикидывали, как долго? Может, уже готовились Новый год на трассе встречать?
- Так и готовились, да! Я на фирму позвонил в Караганду, с начальником связался, и она пообещала: я вам все привезу, что нужно. Списочек составил, и она говорит: хорошо, все по списку закупим, не вопрос. Машину же не бросишь. А потом раз - сзади перемет расчистили, и мы ходу дали. И военные расчищали, и ЧС, и уже все подряд эту пробку пытались растащить. Но все равно, по-моему, техники мало было.
- Как ваша семья отреагировала, узнав, что вы встали на трассе и, скорее всего, будете Новый год встречать не дома?
- Они привыкшие. В пути Новый год встречать мне не приходилось, но я всю жизнь по командировкам. Дома раза четыре не справлял. В общем, такая получилась история. А груз я потом все-таки доставил до Алматы, как и собирался.