Статус безработного в Казахстане будут определять по-новому

Министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова презентовала сенаторам законопроект «О занятости населения», изменяющий методику определения статуса безработного.

«Разработка нового проекта закона связана с тем, что сегодня нормы действующего закона о занятости населения от 23 января 2001 года не способны полноценно решить проблемы на рынке труда», — сказала Дуйсенова в четверг.

Новый проект закона РК «О занятости населения» предусматривает меры, которые касаются ряда системных вопросов в сфере занятости.

«Первое – мы поэтапно должны внедрять стандарты стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В настоящее время мы в состав экономически активного населения, то есть так называемую рабочую силу в странах ОЭСР, включаем наемных работников, самозанятых и безработных граждан. Самозанятое население в странах ОЭСР – это лица, производящие продукцию на продажу и получающие доход. А та часть населения, которая производит продукцию для собственного потребления, не включается в состав рабочей силы», — добавила она.

Как уточнила глава профильного ведомства, первая новелла нового проекта закона предусматривает внедрение этой методики и в Казахстане.

«Таким образом, часть населения, которая производит продукцию для собственного потребления и которые могут работать, но временно не работают из-за отсутствия вакансий, либо пока ищет работу, должна зарегистрироваться как безработные или должно быть отнесена к экономически неактивному населению по статусу, определенному действующих законодательством республики», — уточнила Дуйсенова.

По ее словам, к этим лицам можно было бы отнести находящихся в отпуске по уходу за ребенком, матерей, занятых по уходу за ребенком-инвалидом, лиц, занимающихся ведением домашнего хозяйства, занятых в своем личном подсобном хозяйстве.

«Сегодня в эту группу мы относим к самозанятому населению. Теперь со внедрением этой методики они будут относиться к группе экономически неактивного населения, которая по статусу будет требовать соответствующую социальную или государственную поддержку», — указала она.

По ее данным, переход к международной методике измерений показателей рынка труда дает возможность не только привести статистические данные в соответствии с международными стандартами, но и уточнить число самозанятых граждан и при необходимости оказать им содействие для формализации их деятельности, уточнить число лиц, занимающихся производством для собственного потребления и оказать им адресную поддержку в зависимости от социального статуса.

В то же время, как продолжила Дуйсенова, с учетом международного опыта законопроектом предлагает выстроить новую систему установления статуса безработного.

«В действующем законе лицо, обратившееся за помощью в трудоустройстве, сразу ставилось на учет в качестве безработного. При этом безработный получал льготы и пособия, получал льготный период при выплате банковского кредита и мог не заниматься поиском работы. Предлагаемый теперь порядок предусматривает следующие этапы – физическое лицо, обратившееся в центр занятости населения, вначале регистрируется в качестве лица, ищущего работу. В течение 10 дней лицу, ищущему работу, будет предложено и оказано содействие в поиске подходящей работы по имеющимся на рынке вакансиям», — пояснила она.

Вместе с тем законопроектом предусмотрено, что лицо, ищущее работу, обязано через каждые 3 дня приходить лично в центр занятости и подтверждать активный поиск работы.

«В случае не подтверждения активного поиска работы по истечении 10 дней такому лицу статус безработного не присваивается. Таким образом, в предлагаемом законопроекте процедура присвоения статуса безработного предполагает исключение формальной регистрации в качестве безработного. В целом статус безработных будет присвоен только в случае отсутствия подходящей работы», — дополнила министр.

Также законопроектом предлагается увеличение сроков соцвыплат на случай потери работы с 4 до 6 месяцев при массовом высвобождении работников, то есть банкротство или прекращение деятельности предприятия, сокращении численности или штатов, увольнении по экономическим основаниям в соответствии с новым Трудовым кодексом; определение для каждого вида активных мер содействия занятости приоритетной категории лиц, выравнивание региональных диспропорций на рынке труда.

«Для исключения дублирования функций центров занятости населения и отделов занятости и социальных программ все полномочия по направлению граждан на активные меры содействия занятости, в том числе на общественные работы, передаются центрам занятости населения. Законопроектом также предусмотрено расширение возможностей частных агентств занятости», — заключила глава ведомства.

Поделиться
+1