Казахстанцы, которые торгуют самыми разными товарами через Интернет, должны зарегистрироваться в органах государственных доходов, установить кассовые аппараты и постерминалы.
Касается это даже тех, кто создает свои странички в социальных сетях и регулярно предлагает на реализацию через них одежду, обувь, посуду, косметику и не только. Конечно, речь не идет о разовых продажах старого телевизора или неподходящего дивана. Но если есть доход, значит, должны быть и налоги.
Сегодня в Павлодаре зарегистрировано лишь около 60 налогоплательщиков, занимающихся электронной торговлей, причем, скорее всего, многие из них имеют и реальный, а не виртуальный бизнес – магазин, а параллельно ведут и сайты, где предлагают свои товары.
Но по новым правилам осуществления электронной торговли в Казахстане государство намерено контролировать и облагать налогами куда большее количество предпринимателей. Правда, пока не очень ясно, как такая работа будет происходить.
Дело в том, что очень непросто доказать, что человек занимается электронной торговлей для извлечения прибыли, то есть является именно коммерческим продавцом или посредником. Ведь в тех же правилах утверждено такое понятие, как некоммерческий продавец. И вот этой категории участников электронной торговли как раз не нужно отчитываться за доходы, платить налоги.
Конечно, есть и минимальный общий годовой доход, который не облагается налогом, он не должен превышать 12 минимальных заработных плат, – на сегодня это 274 308 тенге.
Подчеркиваем, это не прибыль, а именно доход – общая сумма без учета затрат.
Получается сумма совсем небольшая, так что в категорию коммерческих продавцов попадают очень и очень многие. В соцсетях сегодня сотни страниц, предлагающих одежду, обувь, посуду, косметику, постельное белье и так далее. И если взять в расчет необлагаемый доход, получается, что с помощью такой странички можно продавать товара менее чем на 23 тысячи тенге в месяц а это в среднем две пары обуви, два флакона духов, тройка платьев ну или простенький смартфон. Вряд ли кто согласится официально регистрировать такую деятельность, да и доказать контролирующим органам, что товар продан для прибыли, а не по знакомству или в помощь родственникам, просто нереально.
Но как оказалось, пока органы государственных доходов и не ставят задачи подмять под государственную машину тех, кто старается встать на ноги, и штрафовать всех подряд. Фискальщики напоминают: у бизнеса, пусть даже самого малого, должна быть ответственность перед государством и обществом, так что они надеются на порядочность и законопослушность казахстанцев.
– Если государство доверяет своим гражданам и дает возможность развиваться, то каждый должен вносить свой вклад в бюджет страны. Мы за то, чтобы наши предприниматели жили богато, тогда и государство, и общество будут богатыми и сильными, – говорит руководитель управления разъяснительной работы департамента госдоходов по Павлодарской области Галина Бирюкова. – Никто никому работать не запрещает. Налоговым кодексом регламентируется не вид деятельности, а извлечение дохода и порядок внесения налогов, плат и других обязательных платежей в бюджет.
Ежегодно в законодательство вносят массу изменений, потому что происходят изменения в экономике, соответственно, меняются подходы – какую отрасль необходимо активизировать, кому предоставить льготы, где применить экономические рычаги и скорректировать требования. Если говорить об электронной торговле, то это все-таки новое поле, которое в последнее время получило очень массовое развитие.
По словам Галины Бирюковой, сейчас на местах ведут работу по отслеживанию участников электронной торговли, но сложностей здесь гораздо больше, чем прописанных механизмов. Ведь нужно понять – для себя человек заказал на сайте тот или иной товар или продает его. Отследить, что приходит в посылке, сколько товара, куда он потом перенаправляется, тоже непросто. Но даже если это узнаешь, как доказать, что он продан, а не подарен?
– Будем отслеживать незарегистрированных участников электронной торговли с помощью электронных систем, направлять запросы в фирмы, занимающиеся доставкой. Конечно, все это сложно, – говорит
Г. Бирюкова.
В первую очередь под пристальный взгляд фискальщиков попадут крупные продавцы или посредники: скажем, покупателей у них меньше, чем у начинающих бизнес-леди в соцсетях, но товар гораздо дороже – не мелочь, а, к примеру, компьютерная и бытовая техника, антиквариат.
Пока можно сказать, что мелкая интернет-торговля – это скорее не бизнес, а попытка подзаработать в кризис. Но если кто-то всерьез решил заняться предпринимательской деятельностью в сети, контролирующие органы советуют быстрее зарегистрироваться в органах госдоходов.
– Если физические лица начинают извлекать доход посредством электронной торговли, им необходимо зарегистрироваться, причем можно сделать это несколькими способами, – уточняет представитель департамента госдоходов. – Можно оформить юридическое лицо, но это касается тех, у кого бизнес не самый минимальный, есть наемные сотрудники, большие обороты и так далее. А если вы открыли свою страничку для торговли в соцсетях, то лучше зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.
Причем если выкупить патент на занятие такой деятельностью, то ваш налог будет составлять лишь два процента от дохода, плюс ко всему – отсутствие отчетов. А для тех, кто будет работать по упрощенному режиму, налог составит три процента, но здесь есть и обязательная отчетность.
Правда, стоит отметить, что при патенте человек платит налоги до того, как осуществил деятельность, то есть ему необходимо четко оценивать уровень своего дохода, идти на риски – вдруг продаж будет гораздо меньше.
Еще один важный момент – зарегистрироваться можно как в явочном порядке, так и через портал электронного правительства, причем это гораздо проще – не нужно прикладывать никаких бумаг, все данные проверят по единой базе.
Кстати, фискальщики не советуют занижать уровень своего дохода. Во-первых, органы госдоходов отслеживают все виды деятельности и сравнивают работу по отраслям деятельности предпринимателей. В том случае, если при равных объемах торговли идентичными товарами, допустим, три ИП показывают доход в 100 тысяч, а один – в пять тысяч, тогда его деятельность проверят, проведут так называемый хронометраж, то есть целый месяц специалист будет отслеживать и записывать все доходы и расходы этого предпринимателя.
– Стоит отметить, что сейчас электронная торговля не освобождена от установки контрольно-кассовых аппаратов, а также от постерминалов, – акцентирует внимание Г. Бирюкова. – Возможно, со временем будет какая-то корректировка, но пока это обязательное требование закона. Это значит, что если вам продали товар через Интернет и прислали его по почте, то в посылке должен быть чек или счет-фактура. Но даже если вы нашли товар через Интернет, а получать его пришли непосредственно к продавцу, у него должен быть еще и постерминал – вдруг вы захотите рассчитаться карточкой, правда, здесь речь идет только о городах областного значения.
И напоследок: еще одно новшество правил осуществления электронной торговли, чего не было в документе 2007 года, – все цены на товары должны быть указаны только в тенге. К слову, крупные интернет-посредники – такие сайты, как kolesa.kz, krysha.kz
и другие – провели «переоценку» объявлений, размещенных на этих платформах, 2 февраля, в день вступления в силу новых требований. И сразу же выяснилось, что наши продавцы совершенно не ориентируются в национальной валюте, – цены на машины и недвижимость подскочили, хотя покупательская способность вовсе не увеличилась, а скорее наоборот.
По статье 463 КоАП РК занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий (операций) без регистрации, разрешения влекут штраф на физических лиц в размере 15 МРП, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства – в размере 25 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 40 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 150 МРП с конфискацией предметов и (или) орудия совершения административных правонарушений либо без таковой.
По статье 275 КоАП РК сокрытие объектов налогообложения влечет штраф в размере 150 процентов от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения.