А дамбы всё выше, а дамбы всё круче…

На сорок сантиметров вырастет высота дамбы рядом с посёлком Аксу. А её протяжённость составит почти четыре километра. Она, можно сказать, станет новой дорогой, соединяющей посёлок с трассой.  Но главное – должна защитить восточную окраину посёлка и старую часть города от подтопления, что имело место в прошлом году по вине «КазАвтоЖола», построившего там мостовой переход без водопропускных труб.  На прошлой неделе в Аксу были проведены учения, а также состоялось выездное совещание с участием первого заместителя акима области Дюсенбая Турганова.

Сейчас на дамбе вовсю кипит работа – здесь задействованы силы северо-восточного филиала ТОО «КазахДорСтрой». К работам также привлечены все крупные предприятия города – Аксуский завод ферросплавов, АО «Евроазиатская энергетическая корпорация», а также коммунальные предприятия. Планируется увеличить высоту дамбы еще на сорок сантиметров, хотя специалисты не вполне уверены, что этого будет достаточно. Если половодье будет сопровождаться сильным ветром, как это обычно бывает, то вода может захлестнуть дорогу. Дюсенбай Турганов побывал на дамбе, а затем осмотрел выставленную в районе лодочной станции технику, которая должна привлекаться для работ по устранению последствий ЧС. Всего было выставлено 17 единиц техники. Главное, отметил первый заместитель акима области, чтобы это количество техники находилось на протяжении двух месяцев постоянно в состоянии готовности – машины должны быть в рабочем состоянии и в том же количестве. Чтобы не получилось так: срочно требуется техника, а ее либо нет в наличии, либо не работает.

По окончании учений в городском акимате состоялось совещание по вопросам подготовки и ведения спасательных и неотложных работ при ликвидации ЧС в условиях неблагоприятной паводковой обстановки. В нем приняли участие и представители вышеперечисленных предприятий, а также представители акиматов тех районов, где сохраняется угроза подтоплений населенных пунктов. Дюсенбай Турганов отметил, что после прошлогодних испытаний у нас было достаточно времени, дабы подготовиться к новому паводку, и за оставшиеся полтора-два месяца необходимо принять все меры для того, чтобы находиться в полной готовности. Помимо Аксуского региона проблемными зонами в области остаются Баянаульский, Актогайский и Лебяжинский районы. Главное, что снежный покров в соседней Восточно-Казахстанской области почти вдвое выше прошлогоднего, так что можно ожидать объемных попусков.

Дюсенбай Турганов рассказал, что в области создана рабочая группа, которая недавно осмотрела все наиболее уязвимые во время паводков места в области, информация будет систематизирована и проанализирована. Глава областной комиссии по ЧС поинтересовался у акима Аксу Кайрата Нукенова, какие меры сегодня уже приняты и какая помощь требуется. Глава города ответил, что проблемные участки определены с учетом событий прошлого года – это улицы Чкалова и Набережная в поселке Аксу и улицы Царева и Карла Маркса в старой части города. Денег на работы по ремонту дамбы в бюджете нет, работы за свой счет ведут местные предприятия, поэтому помощь областного руководства для проведения работ в полном объеме потребуется.

Был задан вопрос о том, как контролируется обстановка на местах, и представителям других районов, где имеются зоны подтопления. В Актогайском районе, например, поддерживается тесная связь с руководством Селетинского водохранилища, откуда постоянно поступает информация о его наполненности водой. На сегодняшний день оно заполнено практически наполовину. Наиболее уязвимым местом здесь всегда было село Шолаксор, но сегодня проблемы по этому населенному пункту более или менее решены. Здесь обещают, что уже в первой декаде марта на сто процентов будет заготовлено все необходимое – мешки, песок, горюче-смазочные материалы. Планируется тщательно очистить село от снега и держать на контроле состояние дамбы.

На совещании была поднята еще одна проблема: карьер, откуда берут грунт для дамбы, находится в 14 километрах от Аксу. Для выполнения работы в срок требуется 76 тысяч кубометров грунта, а для его доставки – не менее 33 самосвалов в день. Либо надо нати карьер поближе к месту возведения дамбы. Кроме того, руководители двух крупных местных предприятий попросили, чтобы перед ними были поставлены четкие задачи – они хотели бы знать, какой именно объем работ им предстоит выполнить. Руководство предприятий от помощи не отказывается – они сами и работники предприятий живут в городе и поселке, поэтому здесь тоже заинтересованы в том, чтобы уберечь эти населенные пункты от подтопления. Дюсенбай Турганов поблагодарил представителей предприятий за понимание и в свою очередь пообещал в случае необходимости оказывать поддержку. Он также дал поручение найти карьер поближе к дамбе.

Вообще заседание завершилось целым рядом поручений. Акимам городов и районов необходимо обеспечить наличие всего необходимого на случай паводка – и речь идет не только о технике и инертных материалах, но и о запасах товаров первой необходимости, лекарств и прочего. Нужно также наладить разъяснительную работу с населением по поводу поведения в случае угрозы подтопления. Следует также точно определить все места, куда будет вывезено население и домашний скот. В прошлом году, например, в Майском районе не весь домашний скот был уведен в безопасные места.

Необходимо также принять все меры для защиты жилых домов от талых вод – своевременно очистить населенные пункты от снега, проконтролировать наличие мотопомп и ассенизаторских машин. Кроме того, необходимо, чтобы вовремя были расчищены все водопропускные сооружения на дорогах области. В прошлом году именно забитые трубы под дорожным полотном стали причиной разных бед. А в будущем было бы неплохо отмечать перед началом зимы места, где такие сооружения имеются: когда они занесены снегом, найти их быстро не всегда представляется возможным. Органам по ЧС и Иртышской бассейновой инспекции поручено постоянно поддерживать связь с водохранилищами по графику сбросов. Местному филиалу АО «Казгидромет» поручено своевременно предоставлять полную информацию  не только по температуре воздуха, но и по осадкам. Областному филиалу РГП «КазАвтоЖол» поручено обеспечить беспрепятственное прохождение воды через имеющиеся водопропускные сооружения.

Поделиться
+1