Бывший актер театра им. Чехова Александр Дубинин сейчас служит в театре Архангельска. Приехав в Павлодар, он любезно уделил время для небольшого интервью.
- Именно «чеховке», нынешнему руководителю театра Виктору Валентиновичу Аввакумову я обязан многим, - говорит Александр Николаевич. - Здесь произошло мое актерское становление. Чувство благодарности я сохраняю по сей день. Конечно, испытываю некоторую неловкость - уехал, покинул театр; руководитель которого долго не хотел отпускать меня. Но что сделаешь, это мой личный выбор, связан он в основном с тем, что я по природе своей, так сказать, скиталец, который не может долго жить и работать на одном месте. Забегая вперед, скажу, что и в Архангельске я не собираюсь надолго задерживаться. В Архангельскя с семьей приехал на своей старой «семерке», исколесив всю Западную Сибирь, Урал, северную часть России. По пути побывал в театрах Омска, Златоуста, других городов. Но там по разным причинам не получилось. В конце концов устроился на работу в один из самых северных театров России, который носит имя М.В. Ломоносова. Во многом он схож с «чеховкой», создан примерно в тот же исторический период; похожие репертуары. Те же «Очень простая история», комедии Р. Куни, А. Островского, произведения Ж.-Б. Мольера… Архангельский драматический театр, как и павлодарский, для постановки спектаклей приглашает режиссеров из других городов. Р. Виктюк у нас ставил «Фуршет после премьеры» Красногорова. В. Коренев, известный многим по фильму «Человек-амфибия», работал над «Опасными связями». Как и «чеховка», выезжаем со спектаклями в районные центры, ставим благотворительные постановки, спектакли для детей.
«НВ»: Но в чем-то разница есть, не могут же творческие коллективы в разных странах быть «братьями-близнецами»?
А. Дубинин: Конечно, есть различия. Мы время от времени выезжаем на гастроли - в Кострому, Владимир, ездили в Израиль. Помогают спонсоры и руководство области. В Архангельске при колледже культуры и искусства действует театральное отделение. В России, несмотря на оптимизацию, немало театральных вузов. Я сам сейчас учусь в Ярославском театральном институте, уже на последнем курсе. В архангельском театре очень хорошо поставлена реклама: помимо обычных театральных афиш, используются уличные «растяжки», ЛЭД-экраны, причем возле здания театра - свой собственный ЛЭД-экран. Билеты продаются и по интернету, в режиме онлайн. Я обратил внимание, что в «чеховке» сейчас «Театральное кафе» практически не действует. А у нас при театре три кафе; одно для сотрудников и два для зрителей. Не могу сказать, что все спектакли у нас идут с аншлагом, но в общем неплохо. Хотя в последнее время число зрителей заметно уменьшилось. Добавлю, что Архангельск, растянувшийся на несколько десятков километров вдоль реки Двины, по численности населения примерно равен Павлодару. Теперь о преимуществах павлодарской «чеховки», по сравнению с российским театром, где я сейчас работаю. Одно из самых главных достоинств павлодарского театра - дружеская атмосфере в коллективе, нормальные, деловые взаимоотношения коллектива с руководством города и области. У нас, к сожалению, в этом вопросе все наоборот. Об организационных, творческих перипетиях архангельского театра известно многим. Достаточно сказать, что мы обращались с открытым письмом к президенту страны, а известная российская актриса Елена Симонова через СМИ объявила о том, что она с некоторыми своими коллегами выйдет с плакатами на улицы Москвы, если в архангельском театре не наведут порядок. Несколько наших актеров в знак протеста объявили голодовку... И эта, грубо говоря, заваруха длилась не один-два года. А причина конфликта, насколько я понял, прежде всего, в настойчивом стремлении чиновников поставить во главе театра своих людей. Кого только ни назначали руководителями! Но все эти люди были далеки от жизни театра, и коллектив резко выступал против их назначения. Все это очень пагубно отразилась на жизни театра в целом и на творческом самочувствии актеров в частности. Я сам, как и многие другие коллеги, несколько лет был если не в депрессии, то в очень в близком к этому состоянии. Кое-кто даже уехал. В последние год-два кажется, что-то устаканилось. Но говорят, что нынешний директор театра (бывшая директором школы в Новодвинске той же Архангельской области) уже подала заявление об увольнении. Как бы теперь все не началось по новому кругу...
«НВ»: И все-таки, несмотря ни на что, творчество для вас на первом плане.
А. Дубинин: Зал театра у нас побольше, чем в «чеховке». Поэтому мы здесь часто экспериментируем. Бывает, что зрители располагаются прямо на сцене. В Павлодаре Виктор Валентинович давал мне возможность поработать на малой сцене. В Архангельске, к сожалению, так не получается. За уже почти 10 лет работы в здешнем театре я играл в ряде спектаклей. Например, в «Иркутской истории» Розова, «Лесе» Островского, «Эдипе» Софокла и др. В Павлодаре ролей у меня было побольше. Еще я организовал небольшую частную театральную студию для детей и молодежи. Знаю, что некоторые павлодарские актеры тоже пробуют себя на этом поприще.
«НВ»: В материальном плане вы выиграли от переезда?
А. Дубинин: Первые годы было трудно. Моя супруга устроилась в театре бутафором, получала по казахстанским деньгам не более 6-10 тысяч тенге. Я несколько больше. Так что было очень не просто жить, тем более, что у меня четверо детей. Почти год после приезда я не мог получить свои вещи на таможне. Там, к сожалению, у нас нет своего Виктора Валентиновича, который оперативно решает все актерские проблемы. Сейчас материально, конечно, мне намного лучше.
«НВ»: Чем еще, кроме театра, богата культурная жизнь Архангельска?
А.Дубинин: Есть кукольный театр, «Молодежка», примерно как «Промень», хотя он имеет уже государственный статус, филармония, музеи. Довольно часто приезжают известные мастера культуры из других городов России. Что касается самого города, в Архангельске почти совсем нет лета. Даже в июне-июле приходится ходить в теплой куртке. Но ни в одном городе все не бывает идеальным. Тем более для таких «кочевников», как я. Ну и в заключение, тем, у кого эмиграционный настрой, я бы сказал так: «Не спешите, не делайте опрометчивых шагов. Как говорится, там лучше, где нас нет». А павлодарский театра имени А.П. Чехова я лично, с высоты своего 20-летнего опыта работы и знакомства с самыми разными творческими коллективами, считаю одним из лучших. Всегда и везде, где еще мне придется работать, с теплотой и благодарностью буду вспоминать годы творчества в «чеховке».