Министр образования и науки Ерлан Сагадиев выступил с первым обращением на новой должности, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В своем заявлении, предоставленном пресс-службой ведомства, он затронул тему перехода казахстанских школ к программе трехъязычного образования.
Он напомнил, что прошло десять дней с тех пор, как была принята Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. По словам Сагадиева, до конца месяца будет прорабатываться пошаговый механизм реализации данной программы.
"Поэтому официальных выступлений о проделываемой работе пока будет мало. Вместе с тем к нам поступает много вопросов о данной программе. Особенно - о казахском языке и о его будущем.
Говоря кратко, программа не несет в себе цель какого-либо негативного пересмотра в преподавании государственного языка, наоборот, ставится цель качественного овладения казахским языком всем населением. Главная цель программы - создать платформу, которая будет основой и началом реализации идеи Президента РК "Мәңгілік ел". "Мәңгілік ел" - это единый народ, создание вечного казахстанского общества, которое может свободно узнавать, осваивать и использовать новости мировой цивилизации, науки и техники, как этого требует современность. В первую очередь, что касается образования, необходимо обеспечить равный доступ всех членов общества к качественному образованию. Сейчас в нашей системе образования к такому равенству мы только идем", - заявил министр образования и науки РК.
Сагадиев отметил, что на сегодняшний день все школы страны разделены на три типа в зависимости от языка обучения: казахский, русский, английский.
"Мы видим, что у молодежи, обучавшейся в казахских школах, в дальнейшем ограничены возможности в получении качественного высшего образования. Например, у молодых людей, особенно из сельской местности, возникают трудности при поступлении в наши ведущие, самые новые университеты: Назарбаев Университет, КИМЭП, КБТУ, ІТ университет - то есть в те вузы, где основной язык преподавания - английский. Это первое.
Во-вторых, в среднем половина школ - это школы с русским языком обучения. В них также учится и казахская молодежь. Откровенно говоря, выпускники этих школ плохо знают казахский язык, наша задача – этот барьер преодолеть. Именно по этим причинам в нашей системе образования на данный момент нет равенства, не созданы условия для получения образования на одном уровне. Наша цель - избавиться от такого противоречия и дать качественное, современное образование молодежи, в том числе той, которая живет в сельской местности.
Если говорить точнее, мы должны двигаться к одному типу школ, которые на высоком уровне обеспечат преподавание на трех языках. Все дети должны уметь свободно общаться на трех языках, понимать друг друга и иметь доступ к передовым мировым знаниям. Это задача не одного года, но работу над этим нужно начинать уже сегодня", - пояснил Сагадиев в своем заявлении.
По его словам, в этом году будут сделаны начальные шаги.
"Первое, что я хочу сказать по этому поводу: в целом казахский язык в средних школах будет преподаваться без изменений. При этом мы рассматриваем возможность увеличения часов обучения казахскому языку, но самое главное - улучшение качества преподавания языка в русских школах.
Далее, с этого года мы планируем начать внедрение изучения на трех языках предметов, особенно естественнонаучных (таких как химия, физика, биология, информатика), по обновленным методикам, разработанным в соответствии с лучшими мировыми практиками. Данное обновленное содержание прошло апробацию в Назарбаев интеллектуальных школах. Для этого 73 тысячи преподавателей первого класса наших школ летом будут готовиться к преподаванию по новой методике. С этой целью мы подключаем к широкополосному Интернету 2,5 тысячи школ в течение ближайшего времени. Кроме того, мы подготовили 80 специалистов из Назарбаев интеллектуальных школ, которые будут в режиме онлайн обучать преподавателей новым методикам. Президент РК утвердил вышеупомянутый план, были выделены соответствующие средства. С 2017 года еще 2,5 тысячи школ будут подключены к широкополосному Интернету. Благодаря этому в Казахстане сформируется масштабная система подготовки кадров, позволяющая с помощью информационных технологий быстро и повсеместно внедрять новые методики обучения. Только после этого начнется внедрение обучения естественнонаучным предметам на английском языке. Мы планируем начать эту программу с 2018 года. Когда эти дети будут готовы, вопросы на английском языке появятся и в ЕНТ", - сообщил Сагадиев.
"Для чего это нужно? В мире ежегодно, ежедневно генерируется гигантское количество необходимой для нашей молодежи научной и технической информации. Своевременно перевести ее на родной язык не хватает ни средств, ни возможностей ни у одной из стран. Это понимают и такие страны, как, например, Франция. Раньше во французских школах английский не преподавался, сегодня его изучение внесли на законодательном уровне в каждую школу. Наиболее правильным для нас решением будет обучить казахстанскую молодежь, особенно сельских детей, наряду с родным языком свободному владению английским. Они не только смогут немедленно и свободно получать нужные им знания, но и им откроются двери в самые лучшие университеты, наши и мировые.
Давайте вернемся к казахскому языку. К сожалению, методика эффективного обучения казахскому языку страдает. В некоторых странах, например, у англичан или финнов, есть методики обучения языку, в том числе и иностранцев, в течение четырех-пяти месяцев. Именно по причине отсутствия качественной методики мы за месяцы и годы обучения казахскому языку в школах не можем добиться желаемого результата. Поэтому такую современную методику надо создать. Для создания методики обучения казахскому языку мы намерены выделить необходимые средства как для одного из важнейших разделов науки. Это очень важный вопрос, который позволит отойти от оценки обучения казахскому языку только по выделенным часам. Мы также планируем отправлять самых опытных преподавателей казахского языка за границу, чтобы они могли ознакомиться с теорией методики преподавания языков в других странах. Благодаря этому мы планируем предоставить эффективный метод обучения языку не только казахского населения, но и представителей других наций.
Также один из значительных вопросов - опыт других стран. Мы далеко не единственная страна, которая сталкивается с такими проблемами и работает над сохранением родного языка. Мы не видим глубоких научных разработок с анализом положительного и отрицательного опыта других стран, поэтому мы планируем собрать группу ученых, неравнодушных к казахскому языку, выделить деньги и ускоренно такую аналитику разработать", - подчеркнул в своем обращении министр Сагадиев.
Ранее Сагадиев уже высказывался на тему того, на каком языке должны получать образование казахстанские дети. Выступая на одной из конференций в 2013 году, он объяснял необходимость введения трехъязычного образования.
Ерлан Сагадиев был назначен министром образования и науки РК 10 февраля этого года.