После отмены обязательного обучения в автошколах, о чём заявил на прошлой неделе заместитель министра внутренних дел Ерлан Тургумбаев, в области может сократиться количество таких обучающих центров. Но вряд ли их не станет совсем.
В Законе «О дорожном движении» ожидаются большие изменения (конечно, если они будут одобрены в Парламенте). Некоторые из них, например, возможность не сдавать теоретический экзамен при замене водительского удостоверения после истечения срока его действия, вызвали всеобщее одобрение. А иные – совсем неоднозначную реакцию общества. Причём большей частью – негативную, даже среди самих начинающих автомобилистов. А ведь возможные поправки в действующее законодательство хотят предусмотреть именно для них, чтобы облегчить процедуру первичного получения водительских прав.
…Павлодарка Светлана Бобылёва среди своих одногруппников по авто¬школе слывёт самой дотошной. Ещё ни одно теоретическое занятие не проходило без её вопросов к инструктору.
– Я добросовестно учу всё, что мы проходим по правилам дорожного движения, – говорит молодая женщина. – Казалось бы, что сложного в знаках дорожного движения, зубри себе и зубри! Но мне хочется понять и детально разобрать все ситуации, которые могут произойти на дорогах. А это сделать самостоятельно, используя только учебник или Интернет, невозможно.
На вопрос о том, воспользовалась бы она возможностью сэкономить деньги и время, выучив теорию вождения самостоятельно, и потом лишь сдавать тесты, Светлана ответила не задумываясь:
– Нет, я учусь в первую очередь для себя, для своей безопасности!
Но много ли наберётся таких ответственных?
– Из десяти человека четыре, – опираясь на свой 44-летний опыт, говорит директор павлодарской автошколы «Союз водителей Казахстана» Анатолий Чёрный.
Вот как раз они, по мнению эксперта, и составят тот незначительный процент начинающих автолюбителей, кто самоучителю предпочтёт всё-таки обучение в автошколе. А значит, совсем обучающие центры для автокурсантов не закроются, как этого опасаются некоторые специалисты. Другой вопрос, сколько их останется. Хотя, по мнению Анатолия Чёрного, это не так уж и плохо. К примеру, он убеждён, что три десятка автошкол на один Павлодар – многовато. К слову, в области у нас сегодня работают 44 автошколы. И дело не в боязни конкуренции. Зачастую мелкие автошколы, новички на рынке оказания подобного вида услуг, не особо обращают внимание на качество образовательного процесса.
Выучил автокурсант теорию, не выучил – это его проблемы, ему сдавать экзамен. Увы, такие рассуждения сегодня очень часто имеют место среди тех, кто обучает будущих водителей правилам вождения и не считает нужным контролировать этот процесс. Так стоит ли удивляться всевозрастающему с каждым годом количеству нарушений правил дорожного движения! Если за три месяца прошлого года на павлодарских автолюбителей было наложено 24670 административных взысканий, то за аналогичный период этого года уже 25807, приводит статистику наказаний инспектор местной полицейской службы Бибол Жуманов.
Достаточно высоким остаётся и уровень совершаемых дорожно-транспортных происшествий: с начала года что в этом, что в прошлом году на дорогах области произошло 146 аварий. В этом году в них погибли шесть человек, пострадали – 226, в прошлом – 10 и 182, соответственно.
А теперь представьте, во сколько раз увеличатся эти цифры, когда получить водительское удостоверение будет можно без обучения в автошколах! Правда, сами полицейские в подобных прогнозах проявляют осторожность.
Оно и понятно, вряд ли они будут как-то по-другому комментировать заявления вышестоящего начальства. А вот те, кто не имеет отношения к службе в правоохранительных органах, в один голос заверяют: подобные изменения в законодательстве чреваты тяжёлыми последствиями, в частности, ещё большим ростом ДТП и нарушений ПДД.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Ежедневно в павлодарском автоЦОНе сдают экзамен на вождение около десяти человек.
– Я по своему многолетнему опыту знаю: те, кто получают права, не проходя подготовку в специализированных учебных центрах, очень безалаберно ездят на дорогах, – говорит Анатолий Чёрный, – подвергая опасности не только свою жизнь, но и окружающих.
Руководитель павлодарской авто-школы «Союз водителей Казахстана» эффект от нововведения сравнивает с результатом лечения посредством народной медицины: дешево, но непредсказуемо.
Да, будущий автолюбитель, не посещая трёхмесячные курсы спецавтоподготовки, сэкономит и деньги, и время. Но не придётся ли в будущем заплатить куда большую цену, чем 75 тысяч тенге за трёхмесячное обучение (по 25 тысяч тенге в месяц)? Причём не только ему, но и обществу в целом. Не случайно же в соседней России, где тоже некоторое время назад попробовали отказаться от обязательного обучения в автошколах, проанализировав ситуацию на дорогах, ухудшившуюся после введения такого новшества, вновь вернулись к групповому обучению под контролем инструкторов.
В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ
За последние десять лет автопарк области увеличился более чем на 68 тысяч автомобилей. Сегодня их насчитывается свыше 208 тысяч.
Это значит, что у каждого третьего павлодарца имеется в собственности «железный конь».
Есть и ещё один немаловажный нюанс. Практическую часть вождения автокурсанты будут проходить в спецЦОНах на оборудованных видеокамерами и компьютерной техникой автомобилях.
Но в ЦОНах не предусмотрено вождение в черте города, то есть практику у курсантов принимают на территории автодрома или того же специализированного центра обслуживания населения.
– Думаю, никому не нужно говорить, что вождение в городе и на автодроме – это небо и земля, – говорит Анатолий Чёрный.
Остаётся только догадываться, какими мотивами руководствовались в Министерстве внутренних дел, разрабатывая подобное изменение в Законе «О дорожном движении». Официальной версии, кроме возможности сэкономить время и деньги автолюбителям, не прозвучало. Может, всё дело тогда в претензиях полицейских к качеству обучения в автошколах? Они есть, и их немало. Но в этом случае куда логичнее было бы составлять рейтинги качества обучения в центрах автоподготовки и по их результатам принимать какие-то меры административного взыскания.
Однако статистики, по которой можно было бы определить лучшую и худшую автошколу, нет.
– Мы же не спрашиваем у виновника ДТП или нарушителя правил дорожного движения, где он обучался мастерству вождения, – объясняет Бибол Жуманов.
Хотя, возможно, именно такие рейтинги были бы куда лучшей альтернативой для организации более качественной подготовки будущих водителей, чем перевод их на домашнее обучение. Если, конечно, причина потенциального ноу-хау именно в этом…