Этично ли?

Имеет ли право госслужащий выпить сто грамм или завести служебный роман?

С января этого года в Казахстане начал действовать этический кодекс госслужащих, который жестко регламентирует нормы поведения чиновников как на работе, так и в частной жизни. В центральных исполнительных органах появились люди, которые следят за выполнением этих правил - уполномоченные по этике. Это не отдельная должность, а ряд функций, который дополнительно возлагается на кого-то из госслужащих - «снискавшего признание и уважение в коллективе». В нашем регионе уполномоченным по этике в феврале этого года стал заместитель руководителя аппарата акима области Агыбай Амирин. Возможно, в дальнейшем такие «контролеры» появятся во всех госорганах страны, такой вариант не исключается, но пока господин Амирин является единственным уполномоченным по этике в Павлодарской области и должен, соответственно, контролировать все исполнительные органы региона.

- В мои обязанности входит контроль за исполнением этического кодекса, плюс я работаю по обращениям государственных служащих и рядовых граждан, даю разъяснения законов «О государственной службе», «О противодействии коррупции» и норм этического кодекса, - рассказал Агыбай Койшыбаевич. - К примеру, сотрудник отдела финансов города Аксу недавно пришел ко мне на прием после этического совета (так теперь называется дисциплинарный совет - авт.), и попросил разъяснить, какой вид дисциплинарного взыскания должен применяться в отношении него. Я посмотрел его дело, изучил материалы и объяснил ему все подробно. Консультативная работа является важной частью деятельности уполномоченного по этике.

- Если не ошибаюсь, вы также должны улаживать конфликты внутри коллективов госучреждений, мирить тех, кто не может найти общий язык друг с другом?

- Да, это тоже входит в мои обязанности. С того времени, как на меня возложили функции уполномоченного по этике, с такими ситуациями на практике мне сталкиваться еще не приходилось,  но я знаю, что главное в таких конфликтах - вникнуть в суть. Несколько лет назад, когда я был начальником орготдела, ко мне обратились люди как раз из-за такой конфликтной ситуации в коллективе, попросили помочь. Хотя на тот момент в мою компетенцию это не входило, но они знали, что у меня есть опыт в таких вопросах, ведь я в течение пяти лет работал в дисциплинарном совете. Мы поговорили, обсудили ситуацию, я старался не упрекать никого, и один человек в результате этой беседы понял, что он своим поведением портит рабочую атмосферу во всем отделе и решил перейти в другой госорган. Сейчас он благополучно работает в одном из управлений, пошел на повышение. Никаких проблем с коллегами у него нет. Просто так вышло, что с предыдущим коллективом у него сразу не сложились отношения. В дальнейшем я должен буду проводить анкетирование в госорганах для изучения климата, рабочей атмосферы в коллективах. Это очень важный вопрос, и та работа, которую на меня возложили, очень ответственная.

- Этический кодекс распространяется и на частную жизнь госслужащих?

- Совершенно верно. И в рабочее время, и в свободное государственный служащий должен придерживаться этических норм, которые указаны в кодексе. Со стороны других лиц не должно быть никаких нареканий в адрес госслужащего.

- Значит, если кто-то увидит, что какой-то госслужащий, скажем, дебоширит пьяный в ресторане, и решит пожаловаться, идти надо тоже к вам?

- Да. Когда этический кодекс был утвержден, это бурно обсуждалось, некоторые говорили, мол, все, теперь ни в ресторан, ни на свадьбу не сходишь, пятьдесят грамм не выпьешь. Но законом это не запрещается, на самом деле. При этом, как я уже сказал, не должно быть нареканий со стороны других участников такого торжества. Выпил - веди себя прилично. У каждого человека должны быть определенные рамки, и общепринятые нормы поведения распространяются на всех, но к государственным служащим, конечно, требования немного жестче, чем к другим, ведь мы работаем на население, на граждан, госаппарат содержится на деньги налогоплательщиков. Поэтому наше поведение должно быть корректным всегда.

- Планируете ли вы следить за поведением госслужащих в сети? К примеру, корреспонденты «Версии», как и другие наши коллеги, не раз отмечали некорректное поведение пресс-секретаря предыдущего акима области Аскара Джалдинова в соцсетях. Нам даже приходилось жаловаться на него, чтобы призвать к порядку, но, тем не менее, никто не принял никаких мер по отношению к нему. Контроль за виртуальным поведением чиновников входит в вашу компетенцию?

- Есть правила, утвержденные постановлением правительства, согласно которым именно государственные служащие должны вести себя в соцсетях очень корректно, без каких-либо лишних выпадов. Что касается контроля в Интернете, я как-то зарегистрировался в Facebook, но, честно сказать, времени на соцсети у меня лично совсем не хватает. Хотя планы есть на будущее, скорее всего, в дальнейшем я буду и этим заниматься.

- А как насчет служебных романов? Не нарушают ли такого рода отношения этические требования, предъявляемые к госслужащим?

- Я не знаю, честно говоря, не задумывался, - ответил несколько опешивший Агыбай Амирин. - По закону это не считается проступком. И сколько лет я работаю на госслужбе, никогда не сталкивался с тем, что подобного рода отношения стали бы причиной каких-то конфликтов в коллективе. Я думаю, если люди холостые, то почему нет? Вот, у нас, к примеру, работают вместе главный инспектор акима области и его супруга, она - главный специалист одного из отделов. Говорят, что они раньше вдвоем работали в одном кабинете, сидели напротив друг друга каждый день, и поженились потом, кажется, сейчас у них двое детей. Я иногда смотрю на них, они вместе приходят на работу, вместе уходят, за руки держатся. По-настоящему любуешься такими отношениями.

- В общем, пресекать служебные романы не будете?

- Законом это не предусмотрено, - с улыбкой ответил Агыбай Койшыбаевич.

- Уполномоченным по этике вас назначили всего три месяца назад, но, наверняка, вам приходилось сталкиваться с не самым корректным поведением госслужащих за время вашей работы в дисциплинарном совете. Бывали ли какие-то вопиющие случаи, которые вам запомнились?

- Был такой случай, уже давно, в 2007 году. Мы летом проводили проверку в одном из районов области, по итогам которой девять госслужащих, занимавших руководящие должности, были привлечены к дисциплинарной ответственности. А уже после проверки поступила жалоба от супруги водителя руководителя аппарата акима района о том, что начальник ее мужа не дает им житья, преследует, даже звонит по ночам домой. Я выехал туда, собрал коллектив, опросил всех, но эту информацию никто не подтвердил. Однако уже после общего собрания ко мне стали по одному подходить сотрудники районного акимата и рассказывать, что все в жалобе  - правда, но никто из них не хотел от своего имени письменно подтвердить это. А я ведь не могу что-то предпринимать, основываясь только на устных анонимных заявлениях, без всякой доказательной базы. Я оставил им свои контактные данные и сказал, что приеду к ним вновь, как только они решатся официально рассказать мне обо всем. Через несколько дней они мне позвонили, я повторно выехал в район с представителями акимата области, вновь собрал весь коллектив, велся протокол, диктофонная запись. И люди стали говорить о таких вещах, что я, честно говоря, сидел там в шоке. Два часа мы слушали всех, кто хотел высказаться. И сам руководитель аппарата, о котором они рассказывали, присутствовал на собрании, все происходило при нем. Обстановка в коллективе была вопиющая, его подчиненные, к примеру, признались, что он называл их не по именам, а придумал каждому прозвище, на которое они должны были отзываться. Одну женщину он прозвал «размалеванной куклой». Все, кто в то время работал в управлении по делам госслужбы, все мы ужаснулись, если бы весь коллектив не подтвердил эти факты, трудно было бы поверить в то, что такое действительно могло происходить в госучреждении.  За грубейшие нарушения тогдашнего Кодекса чести госслужащих руководителя аппарата уволили. Кстати, потом он трижды принимал участие в конкурсах, причем дважды претендовал на должность руководителя аппарата, но мы написали письмо о том, за что он был уволен, и рекомендовали, не рассматривать его кандидатуру, потому что такому человеку не место на госслужбе.

Но, к счастью, подобные истории случаются крайне редко. Госслужащих из нашего региона, наоборот, на всех семинарах, которые я посещаю, отмечают, как одних из самых ответственных и корректных. И показатели нарушений, рассматриваемых этическим советом, снижаются из года в год. Сейчас госслужащие уже знают, как себя вести, что говорить и что делать, чтобы не преступить закон. А если в чем-то они не уверены, то всегда могут спросить совета, для того и нужны уполномоченные по этике, и я, выполняя эти функции, постараюсь помочь каждому, кто ко мне обратится, - пообещал Агыбай Амирин. 

Поделиться
+1