Издержки деревенского капитализма

Пока политики в столице обсуждают экономические и социальные последствия аукционной продажи сельскохозяйственных угодий, в регионах земельный вопрос отравляет людям жизнь. В Качирском районе из-за земли уже идут рукопашные схватки. Мелкий фермер из села Мотогул обвиняет местного депутата-нуротановца в нанесении побоев и обратился с заявлением в полицию.  

Депутат и его «аргументы»

Конфликт с рукоприкладством произошел в конце июня. Формально два фермера поругались из-за доступа к артезианской скважине, фактически же спорили из-за земли. Суть конфликта вкратце такова. В селе Мотогул, входящем в Октябрьский сельский округ (в советское время Мотогул был отделением совхоза Октябрьский) людей почти не осталось. В прошлом здесь было несколько десятков дворов, а сегодня живет всего пять семей. В том числе и фермер Леонид Кондратенко, который в Мотогуле родился и вырос. Никакой другой работы, кроме личного подсобного хозяйства здесь нет, поэтому народ крутится и вертится, кто как может. В основном выживают за счет скотины. Все бы ничего, но пасти коров, лошадей и овец немногочисленному населению негде. Казалось бы, в опустевшем селе проблем с выпасом быть не должно, но три года назад все земли вокруг Мотогула оказались в руках крупного фермера и по совместительству нуротановского депутата раймаслихата Николая Карпенко. Аким Октябрьского сельского округа отдал ему общественные угодья бывшего совхозного отделения в аренду и заодно продал артезианскую скважину, питавшую водой Мотогул. Жители остались без пастбищ и без воды. Такой вот капитализм: хочешь пасти или напоить скотину – иди на поклон к депутату и договаривайся.

- Эти земли всегда были общими, принадлежали селу Мотогул. Каким-то образом депутат Карпенко получил от акима Октябрьского сельского округа эти угодья и нас просто загнали в угол, - жалуется Леонид Кондратенко. - Кто хочет пасти скот, должен сдавать его в стадо к депутату и платить за выпас. Он набрал в стадо скотину в Октябрьского, с отделений, всего около 300 голов. И хотел, чтобы жители Мотогула тоже платили. В прошлом году он брал по 1200 тенге в месяц за одну голову. В этом году мы не захотели платить. Потому, что денег нет лишних, а кроме того это несправедливо – пастбища всегда были сельскими, для всех жителей и мне непонятно, с какой стати депутат из Октябрьского стал их собственником. У нас с трех дворов 32 головы КРС, хотим сами их пасти, но негде.

В сельском акимате, куда пожаловался фермер Кондратенко, ему популярно объяснили, что общественные пастбища отныне в аренде у Николая Карпенко. После некоторых препирательств аким согласился выделить жителям Мотогула бесплатное пастбище, но в пяти километрах, на окраине. Видимо сельский голова решил, что для коров крюк в десять километров по летней жаре не страшен. Правда возникла проблема – добираться до бесплатного пастбища следовало в обход карпенковских владений (чтобы частные сенокосы не портили) и гонять скотину надо было по кювету автодороги. А это большой риск, поскольку коровы запросто могут выйти на проезжую часть и попасть под колеса. В итоге взаимоотношения между мотогульскими жителями и депутатом стали еще более напряженными. В конце июня Леонид Кондратенко пригнал своих коров на водопой, куда вскоре примчался владелец скважины с двумя сыновьями. Словесная перепалка быстро переросла в драку, в результате которой Леонид и его отец получили серьезные телесные повреждения.

- Эту скважину мы сами в свое время делали, насос установили, лично я принимал в этом участие. И я за это еще и пострадал. День был жаркий, коровы хотели пить и я привел их к скважине. Но тут же приехал депутат, стал кричать, кто мы такие, кто нам разрешил, а потом избил, - вспоминает фермер. - Мы зафиксировали в Качирской больнице побои, получили справку, потом в городе судмедэкспертизу прошли. У меня экспертиз показала перелом челюсти и ушибы, а у отца перелом локтевого сустава и разрыв связок. Я написал заявление в полицию, подал жалобу в прокуратуру и в партию «Нур Отан». Но никакой реакции до сих пор нет, хотя уже почти две недели прошло. И боюсь, что это рукоприкладство для депутата останется безнаказанным.

Не виноватый я, он сам напал

Что касается самого депутата Карпенко, то он естественно все отрицает. По его словам выходит, что он законопослушный гражданин, рачительный хозяин и доброй души человек. Обратился к сельскому акиму с просьбой выделить ему пастбища и тот ему отписал 680 га земель в окрестностях Мотогула. Кроме того выкупил артезианскую скважину с насосом. Просто для того, чтобы она была под присмотром. Никаких денег по его словам с жителей села за выпас скота и за воду он никогда не брал. Ключ от насосной вообще передал кому-то из местных. Мол, берите воды, сколько хотите, только разрешения спросите. Однако идиллические отношения богатого хозяина с сельскими жителями очень быстро закончились.

- Единственно я просил, чтобы меня ставили в известность. Чтобы потраву сенокосов не делали, чтобы скважина в порядке содержалась, - поясняет депутат-землевладелец. - Потому что там насос, оборудование… их же раскурочить могут. Было такое дело, что там медный кабель украли, двадцать метров, и я за свои средства новый купил…. В Мотогуле всего несколько дворов осталось и все местные жители пасли скот у меня, пользовались скважиной, никаких денег я с них не брал. Никаких проблем не было. Кондратенко этот в прошлом году держал скотину у меня, а в этом году решил пасти скот сам. Пожалуйста. Но он захотел пасти на моей земле, которую я арендую, за которую плачу налоги.

И начались конфликты, с приглашением полицейского участкового, взаимными обвинениями и жалобами в сельский акимат. По словам Карпенко, небольшое стадо мотогульского фермера не раз заходило на особо ценные сенокосы припасенные тем для себя. Он подчеркнул, что фермер Кондратенко и его пастух всегда вели себя грубо и агрессивно. И 25 июня ему позвонили его работники и сообщили, что конкурент поит свой скот водой из его, карпенковской скважины. Депутата, который вроде бы уверяет, что раздает воду бесплатно, почему-то очень обидело то, что Кондратенко не попросил у него разрешения.

- Я приехал с двумя сыновьями, которые у меня механизаторами работают, чтобы разобраться, поговорить. А Кондратенко на меня стал кричать, ругаться. Устроил потасовку, порвал на мне футболку, - поделился подробностями инцидента Николай Карпенко. - Теперь он ходит везде и жалуется, что я его избил, но это неправда. Я разговаривал с врачом Качирской больницы и он сказал, что никаких переломов у Кондратенко нет. Не знаю чего он добивается, наверное скандал хочет поднять. Но если так, то им не поздоровится. Потому что в этой истории пострадавший не он, а я. Налицо попытка самозахвата чужой земли и имущества, за которое я плачу налоги.

                                             *********************

Не знаю, кто прав и кто виноват в конфликте. Да и не в этом дело. Мораль сей полукриминальной истории в том, что произошла она в Казахстане, который по плотности населения находится почти на самом последнем месте (184 из 195). Сказать кому в Европе, или Юго-Восточной Азии, что в стране, где на один квадратный километр приходится всего шесть с половиной жителей крестьянам негде пасти скот, и они дерутся в буквальном смысле за землю – не поверят, засмеют. Но нашим сельчанам уже не до смеха. К перекосам и перегибам, к несправедливой концентрации сельхозугодий в руках немногочисленных латифундистов привела аграрная политика властей. И нетрудно представить, что будет после введения аукционной продажи земли. Мелкие фермеры и простые крестьяне вообще останутся без земли, ибо приобретать ее на торгах смогут только очень богатые люди. Тут не то, что мордобои – земельные бунты могут случиться.

P. S.

Буквально накануне аким области Болат Бакауов отчитывал подчиненных за то, что крестьяне пасут скот на территории скотомогильников ("Сельчане Прииртышья пасут скот на территории скотомогильников", ред pavon). И сокрушался из-за безответственности сельчан, которые тем самым подвергают риску себя и потенциальных покупателей своей продукции. А может дело не в безграмотности людей, а в безысходности? Когда все сельхозугодья вокруг сел принадлежат доморощенным маркизам карабасам, у рядовых сельчан просто не остается иного выбора, как пасти скотину на сомнительных участках. И чиновники потом еще удивляются – с чего это у нас вспышки сибирской язвы постоянно происходят?

Поделиться
+1