Вот уже полгода прошло с момента страшной аварии на павлодарском заводе ТОО «Компания Нефтехим LTD» в результате которой практически полностью был разрушен цех по расфасовке порошкового пропилена и пострадали люди. Государственная комиссия по расследованию причин ЧП установила стопроцентную вину предприятия, однако подписанное ею итоговое заключение до сих пор не опубликовано и достоверной информации о том, что же именно произошло, общественность не получила. Но страшно не только это. В результате трагедии погибли трое работников предприятия Сергей Мутас, Куаныш Искаков и Каирбек Адуов. Правоохранительными органами по факту гибели людей возбуждено уголовное дело и начато досудебное следствие. Оно тянется уже седьмой месяц и все больше возникает сомнений в том, что виновные в гибели рабочих когда-нибудь будут привлечены к уголовной ответственности. На днях мне передали письмо родителей Сергея Мутас, которое они попросили предать максимальной огласке. Письмо о своем безмерном горе, о потерянной кем-то совести и о тающей с каждым днем надежде на справедливость и правосудие. Я думаю, что его полезно будет прочесть не только простым павлодарцам, но и тем, по чьей вине произошла авария (в акте госкомиссии перечислено практически все руководство завода) и кто отправлял молодых ребят в опасный цех на верную смерть.
Александр Баранов, журналист
Письмо в редакцию
Прочитали недавно в соцсетях обращение казахстанки Лауры Тлеушевой, чья мама Нурлан Жалеловна погибла в результате страшной аварии в Западно-Казахстанской области. Тогда если кто не знает, на трассе Аксай – Уральск столкнулись две машины и погибли пять человек. Виновник аварии получил по приговору суда за пять загубленных жизней пять лет-колонии поселения. Мы разделяем возмущение Лауры и считаем, что правосудие в отношении жертв и их родственников так и не восторжествовало. Подобный случай, увы, не единственный. Люди гибнут ни за что, по чьей-то вине, халатности, а семьям погибших просто говорят – извините. Как это?! За кражу или за мошенничество правонарушителю могут дать больший срок, а тут за гибель людей – колония-поселение. Это фактически оправдание убийства.
Проблема обеспечения правосудия волнует и нашу семью. Увы, нам тоже скоро придется пережить судебный процесс. Наверное, весь город, да и возможно весь Казахстан, слышал об ужасной аварии, произошедшей 4 января 2016 года в 18.30 на заводе ТОО «Компания Нефтехим LTD» в Павлодаре. Как уже сообщали СМИ, по итогам расследования государственной комиссии стопроцентная вина в случившейся трагедии была признана за работодателем. Признание вины работодателя – это юридически важная, но всего лишь формальная сторона трагедии. У которой, помимо этого есть и моральная сторона. В этой страшной аварии при взрыве погибли совсем молодые парни, в том числе и наш сын – Сергей Мутас, у которого осталась семья. Ребята погибли из-за преступной халатности руководства завода, которое знало о технологических проблемах угрожающих жизни рабочих - накануне, 2 января при попытке запустить производство порошкового пропилена, которое почти год как было то ли закрыто, то ли законсервировано, уже произошла утечка газа и цех был остановлен. Руководство завода обязано было уведомить о ЧП аварийные службы и госорганы, однако не сделало этого. Всю информацию об утечке, получается, скрыли. А через два дня, 4 января заводское начальство снова отдало приказ о запуске цеха, и утечка повторилась. И снова руководство завода пыталось скрыть этот факт. Ребята, работавшие в той смене, предупреждали, что дальше работать нельзя. Один из них даже снял утечку жидкой фракции пропилена на мобильную камеру и показал вышестоящим начальникам – мол, смотрите, что вы делаете. По инструкции они имели полное право отказаться возвращаться в загазованный цех. Но, у нас как? не пойдешь – уволен. Поэтому, парни продолжали работу, потому что надо кормить семью. Самое ужасное, что до конца смены оставалось всего лишь полчаса.
Прошло уже шесть месяцев с того злополучного дня. Вся наша жизнь перевернулась за это время и потеряла всякий смысл, нарушились все планы и надежды. Мы так и не дождались от руководства завода ни извинений, ни объяснений. И вообще, получается, остались в стороне. А ведь в первую очередь, о произошедшем несчастном случае должен был сообщить непосредственный начальник производства полипропилена – Берик Кусанов. А ведь никто с предприятия не соизволил сообщить о трагедии ни нам – родителям, ни семье Сергея, даже тогда, когда уже нашли погибших и увезли их тела в морг. Как бы это ни было ужасно, до 9-ти утра 5-го января мы так и не дождались никакой информации с предприятия, обзвонив уже все больницы города, сами приняли решение поехать в морг, где и узнали, что Сергей погиб, а в это время, нашим внукам по соцсетям друзья уже присылали соболезнования. Об аварии мы конечно узнали сразу вечером 4-го января, просто думали, что наш сын занят тушением пожара и не может позвонить. С надеждой ждали утра, думали, что все может быть – только не ЭТО!!! Следующим шокирующим поступком было то, что нам никто из руководства предприятия не сказал о найденных на следующий день после аварии останках частей тела нашего сына. О них мы узнали только 14 января у следователя, когда нас вызвали для сдачи крови на экспертизу. Результаты экспертизы мы дождались только 1-го марта и 6-го марта провели процедуру дозахоронения останков. Это не передать словами, заново пережить похороны спустя 2 месяца, да еще в гробике детского размера. Где это видано-то в наше время?
Что касается досудебного следствия по факту гибели людей на заводе, то оно идет уже полгода. Идет подозрительно тихо и очень медленно. На какой оно стадии, к чему пришло, кто подозреваемый, нам не сообщают. Где гарантия, что следствие вообще закончится обвинительным заключением? Где гарантия, что обвинение в гибели людей будет предъявлено тем, кто действительно в этом виновен, а не козлам отпущения? Справедливость и правосудие для нас имеют принципиальную важность. Потому что речь идет о нашем безвременно погибшем сыне Сергее Мутас, который был нашей надеждой и опорой. Потерять эту надежду и опору – огромное горе для родителей, для семьи. Нашу боль поймут те, кто тоже потерял своих близких и родных в этой аварии и родители, хоронившие своих детей. Поэтому для нас очень важно, чтобы расследование велось объективно и честно, чтобы оно закончилось обвинением в отношении реальных виновных и справедливым судом. Мы обращаемся ко всем неравнодушным людям, жителям нашего города, области и всей страны с просьбой помочь в распространении этой информации. Чтобы был общественный резонанс. Чтобы убийство рабочих (а для нас это именно убийство!) на заводе ТОО «Компания Нефтехим LTD» не прошло бесследно.
Возвращаясь к утонувшему в бумажной волоките уголовному делу нам хочется публично задать свои вопросы. Не только следствию, но и руководству завода, а также его номинальным и реальным собственникам, ради прибылей которых погибли трое рабочих. За что такую ужасную смерть уготовила судьба парням – гореть заживо? Почему так долго затягивается следствие? Может быть, что-то мешает следователям установить реальных виновных в гибели людей? Если да, то - что именно? Почему сразу после аварии так стремительно уволился директор завода Ерлан Темиртасович Кусанов? С какой стати экс-директор завода, который по заключению госкомиссии в перечне лиц ответственных за аварию стоит на первом месте вознамерился судиться с журналистом Александром Барановым за короткий комментарий об аварии в соцсети и требовал себе за душевные страдания компенсацию в размере 10 млн тенге? Почему Ерлан Кусанов ничего не сказал на суде о размере компенсаций, которые выплатили семьям и родственникам погибших рабочих? Может потому что эти выплаты по сравнению с его исковыми требованиями к журналисту были мизерными?
Наконец, последний вопрос. С какой совестью ходят спокойно, как ни в чем не бывало на работу, и почему продолжают работать на заводе те, по вине которых должным образом не были налажены ни технология, ни оборудование? Да, да! Это камень в ваш огород – главный инженер, главный механик, главный технолог, главный инженер по ТБ, начальник производства и многие другие.
Вы так и не нашли в себе мужества признать, что именно из-за вашего равнодушия, безответственности и «пофигизма» наша семья потеряла единственного сына, мужа, отца. Теперь наши внуки навсегда лишились новогоднего праздника, потому что в нашей семье вместо праздничного стола, всегда будут проводиться поминки. Вас похоже вообще не волнует, как теперь дальше жить семьям погибших и выживших! Каждый остался со своим горем наедине, у семей остались маленькие дети, квартиры в ипотеке. А для нас наш сын просто как будто до сих пор не пришел с работы, все в ожидании чуда – вот позвонит, вот откроет дверь…. Мы даже проститься по-человечески не смогли, хоронили в закрытом гробу по понятным причинам.
Понимаем одно, что уже ничего не сделаешь и ничего не вернешь, и придется жить дальше со страшным словом «НИКОГДА».
Да и надежды на наш «гуманный» суд, скорее всего, НЕТ. Надежда лишь на то, что каждый ответит за свое – в свое время!
Родители погибшего Сергея Мутас.