Студент из Павлодарской области Мейрам Сыздыков сделал для себя мобильный браузер, через который пользовался онлайн-услугами Kaspi банка. За это административный суд оштрафовал парня на 44,5 тысячи тенге. Но… Kaspi сам заплатил за Мейрама штраф и пригласил его в Алматы, передает Информбюро.
Что же на самом деле произошло?
Мейрам Сыздыков – парень из Железинского района Павлодарской области, недавно окончил Павлодарский пединститут и со дня на день начнет работать в родном селе Церковное учителем математики.
- В нашей школе всегда не хватало учителей. Приезжали из других регионов, но надолго не задерживались. А я люблю преподавать. Одноклассникам, например, помогал с подготовкой к ЕНТ, - рассказывает Мейрам.
Он признался, что ему давно нравятся услуги Kaspi. Не хватало только мобильного приложения, чтобы платить за электричество и услуги связи стало еще удобнее. Поэтому Мейрам не стал ждать и… создал свой мобильный браузер.
- Я зарегистрировался на Kaspi.kz, чтобы оплачивать сотовую связь и коммунальные услуги. Активно пользовался через компьютер и мобильник. Мобильная версия сайта есть, но через браузер заходить было не очень удобно лично мне. Тогда я решил сконструировать свой браузер, в котором будут запрограммированы страницы Kaspi.kz и официальные страницы банка в соцсетях, если возникнут срочные вопросы. Мне было удобно: заходишь что-нибудь оплатить – и параллельно можно почитать новости банка, - объясняет Мейрам.
Мейрам не знал, что нарушил закон, когда сконструировал свой сервис без разрешения банка. Проблема была в том, что пользователи могли принять разработку студента за официальное приложение Kaspi и ввести свои конфиденциальные данные – логины, пароли и т.д.
Соответствующие службы банка, естественно, напряглись. Вдруг через этот сервис мошенники собирают данные клиентов? Банк обратился в правоохранительные органы с заявлением о потенциальной угрозе. А дальше закрутился стандартный механизм: полиция расследовала дело и передала его в суд.
- Я поехал на практику, а после практики мне позвонил следователь, пригласил на допрос. Оказалось, что я нарушил закон, – рассказывает Мейрам. – Суд постановил, что я должен заплатить в доход государства 44,5 тысячи тенге. Я понимаю, что со стороны всё выглядело по-другому, я ведь мог бы быть мошенником.
- Молодой студент с правильными амбициями, со знаниями, хотел облегчить себе доступ к нашему сайту. Это даже приятно, ведь Мейрам говорит, что ему нравятся наши услуги. Мы отреагировали слишком болезненно и обратились в правоохранительные органы. Дело дошло до суда. Как ни крути, а нарушение со стороны Мейрама было, и он это сам понимает: даже такие хорошие вещи нужно делать в рамках закона. Наш банк прежде всего думает о безопасности клиентов, их персональных данных. В любом случае, наши коллеги в Павлодаре и правоохранительные органы действовали строго в рамках закона. Однако мы поняли, что злого умысла у Мейрама не было, – объясняет Маржан Ельшибаева.
Мы извинились перед Мейрамом за неприятный инцидент, оплатили штраф и пригласили молодого учителя в Алматы на экскурсию по головному офису.
- Как вы думаете, сейчас на сайте Kaspi удобная навигация? – таким вопросом встретил Мейрама Сергей Тимохин, который отвечает за платежи на Kaspi.kz.
- Думаю, да, - смущается Мейрам. – Я по-прежнему только ею пользуюсь.
- А вот смотрите, мы собираемся сделать так, чтобы в регионах стало ещё удобнее платить… – и Сергей с Мейрамом начинают оживлённый разговор, что и как работает на Kaspi.kz.
Мейрам понемногу оживляется, сам задает вопросы. Он первый раз в жизни летел на самолёте и впервые попал в Алматы. Сразу "с корабля на бал", но видит, что ему в офисе Kaspi искренне рады.
К разговору подключается Ануар Ельшибаев (оказывается, в одном банке работают два человека с одинаковой фамилией, причём довольно редкой, которые не являются родственниками). Ануар – ответственный за разработку мобильных приложений и показывает работающее мобильное приложение.
- Мы сейчас испытываем наше приложение, – объясняет чуть позже Сергей Тимохин. – Даем коллегам "потыкать кнопки", чтобы понять, где мы, может быть, ошиблись. Бывает, мы думаем, что вот эти вещи очевидны, но нет: человек нажимает совсем не туда. Мы смотрим и исправляем. Мейрам – первый человек, не работающий в Kaspi, который смог увидеть наше приложение.
Разговор заходит о самом главном: безопасности. Что если кто-то захочет создать подобное приложение снова, но уже в коммерческих целях?
- Банки, и мы в том числе, покупают специальные сервисы, которые анализируют подобные риски. У нас этим занимается целое подразделение. Кстати, и сами пользователи в социальных сетях помогают – скидывают ссылки на подозрительные сервисы, – говорит Сергей Тимохин.
- Каждый человек должен понимать, что его взаимоотношения с банком и любыми платёжными системами – это отношения "один на один". В эти отношения нельзя допускать третьих лиц. Хочешь воспользоваться банковской услугой? Запроси её в банке! Не делайте посредниками между собой и банком ни друзей, ни родственников, ни тем более посторонних людей, которые рекомендуют себя как экспертов. Ни в коем случае не делитесь ни с кем своими данными – номерами карт, паролями и так далее. Только так можно себя обезопасить. Человек, использующий услуги третьих лиц, лишается защиты самого банка, – добавляет Маржан Ельшибаева.
Мейрам показывает сотрудникам банка сайт той самой школы села Церковное, в которой он вот-вот начнёт работать учителем математики. Сайт он сделал сам.
- Здорово, когда такие люди, как Мейрам, идут работать учителями. Нашим детям, особенно в селе, очень нужны такие, как он, которые бы рассказывали о новых технологиях. Мир не стоит на месте, и нам особенно нужны люди, изучающие математику, физику – фундаментальные науки! – говорит Маржан Ельшибаева.
Во время экскурсии по офису Мейрам убедился, что в офисе действительно работает очень много технически подкованных людей. И все в джинсах и кедах, включая председателя правления. Никак не верилось, что это банк.
Ближайшие три года Мейрам твёрдо намерен учить детей математике в небольшом селе Павлодарской области. И смотрит на эту перспективу с большим удовольствием. А после всей этой истории парень внезапно начал получать заказы на разработку сайтов. Для него это сейчас и хобби, и дополнительный заработок. А дальше… Там видно будет!
хеппи энд!
Аминь)
Мне лично этот банк импонирует, только не их кредиты конечно!)))
, чем это? Я помню как-то на пробу зарегался на их сайте под ником, телефон, ясно понятно, настоящий был. Дык они 3 дня звонили и спрашивали - не ошибся ли я в вводе данных? А потом начали периодически прозванивать на кредиты. Тут еще вопрос, кто собирает данные "клиентов". Это я об этом:
А недавно совсем принимал перевод у них (просто на тот момент был самый близкий банк нужной системы перевода в шаговой доступности), дык этот миньеджер стал какие-то данные "уточнять", которые хранятся в их системе на меня конкретно. Зачем, если перевод делается по документу удостоверяющему личность + код операции перевода + пароль? Это ж-ж-ж-ж явно не с проста.
Сбор личных данных для обзвонки и предложения всяких услуг. Не только каспи так делает.
, Когда возникли проблемы с казахтелекомом по оплате, перешел на каспи. Ни одного звонка не было...от них. Каждый месяц оплачиваю все, даже иногда друзья просят. Хотя до этого читал, что после регистрации, докучают звонками... Нету.
Немало лет в этом банке - всё чунга-чанга!
, видимо ты указал все данные верно и СБ проверила их достоверность. :) Пробовал, кстати, как раз тогда, когда с КТ проблема стала. Сейчас мой банк платит в КТ без проблем. Осталось чтобы еще электричество прикрутили, но что-то никак совсем.
Нормальный банк. По крайней мере, стараются сделать удобно для людей. Тот же кошелек, я плачу через каспи кошель все коммуслуги без комиссий. Терминал рядом с домом, закинул и за 5 сек. все оплатил. Да еще бонусы с платежей капают. Интерфейс удобный и радует глаз. Тут же инфа по депозиту. Не нравятся проценты по кредиту? Так не берите.
, А что скрывать,ФИО и дату рождения, а телефон супруги указал, вот и все.. Банкомат рядом, бросил денюшку, оплатил все услуги, какие есть... да еще тебе копеечка падает. Платежи проходят моментально.. тьфу, тьфу.. пока проблем не было. Знакомых подсадил на каспи кошелек..Довольны )))
Еще бы на али платить кошельком...
Сегодня ради теста погонял их сайт после прочтения новости. Естесно потестил функционал покупки в их магазине, стало не интересно и я закрыл вкладку. Делал я это не залогиненым, т.к. мне предлагали ввести имя и телефон, для регистрации, от чего я отказался. После чего, часа через два мне пришла смс: уважаемый Алексей - вы не завершили покупку, перейдите по ссылке "бла-бла-бла" :) Мелочь, но неприятная пакость.
А, отвлекусь, теле2 вообще "орлы", на телефоне переодически появляется окно: подключить услугу за N тенге/день? И две кнопки да/нет. А если случайно нажмется и не заметишь? Скажем, в кармане? Доказывай потом, что ты не осел)))
, Казком?
, в Билайне тоже что то всплывает)
, нет.