Время, когда трамваи были холодными...

Антонина Рыбалко проработала диспетчером в Трамвайном управлении 35 лет. Она уже пенсионер, но все еще начальник службы движения. О любимом предприятии может говорить часами, всегда есть что вспомнить и о чем рассказать...

- По специальности я экономист, 11 лет проработала в совхозе "Плодородный" в Качирском районе. Когда дети выросли с мужем в 1981 году перебрались в город. Первое сильное впечатление от Павлодара - проезжающий мимо трамвай. Влюбилась. Так что очень обрадовалась когда узнала, что там требуется экономист. 


Вакансию уже заняли, но предложили остаться диспетчером. Я согласилась и меня отправили в диспетчерскую, дали наставника Марию Машанскую, сказали: "посиди, посмотри на работу, а Мария определит, сможешь работать или нет". Прошла полугодовые курсы водителей, попутно стажировалась. Трамвай изучила досконально, но поработать на нем так и не пришлось.

Трамвайное управление, каким мы его видим сейчас, сделал Джафар Махмудов. Без преувеличения. Он заботился о людях. Ввел единую фирменную форму, одел и обул людей. При нем на диспетчерские стали приводить горячие обеды. Добился закупки новых трамваев и расширения трамвайной сети дальше в город. 

В то время вагоны не отапливались. Маршрут был один: ТЭЦ -1 – Пионерская. Интервалы движения - 40 минут. Но все равно это любимый транспорт. Вагоны, бывало, перевозили по 200 человек за раз. Трещали окна, слетали с роликов двери. Снегоуборочной техники не было. Водители трамвая сами расчищали пути, да и горожане тоже нередко брали в руки лопаты.
Кольцо конечной остановки располагалось на нынешней стоянке между роддомом и главным корпусом ИнЕУ. Это уже потом стали отстраивать новые линии. Сначала по 1 мая до Тракторного завода, потом взялись за улицу Кутузова. В 1991 году вагоны пошли на Дачный, в 93-ем году на Усолку. К слову сказать, трамвайные пути Павлодара занимают 89 километров. В перспективе хочется провести линию до аэропорта и на Второй Павлодар. 

В начале семидесятых на линию выпускалось восемь-девять трамваев. После 73-го года – 30-40, в 81 году их уже было 60. Сейчас на линии работает свыше 70 вагонов. Но, увы, следует признать: подвижной состав устарел на 100%. Самый старый трамвай в управлении № 53, ему 49 лет. 

Трамвай - выносливая машина. Может и работает на предельных температурах - в мороз, в жару, а воды боится. Хотя сами видели, как он легко преодолевает водные преграды. Первый трамвай выходит в 5:47 и заходит в час ночи. Так рано мы выпускаем трамваи, чтобы прибыть на заводы к утренней развозке. 

Эволюция кондуктора

Были времена, когда кондуктор только собирал деньги, не выдавая билетов. В восьмидесятых годах ввели билеты, но отказались от кондукторов - обилечивал водитель, выпуская пассажиров только через первую дверь. Но вскоре и от этого отказались, так как водитель сильно отвлекался, а это опасно при его профессии.

Хотите узнать сможете ли работать водителем трамвая? Пройдите тест на внимательность. Менее чем за час надо найти все цифры от 1 до 90 или наоборот. Так мы проверяем реакцию, умение быстро ориентироваться. 

Полный отпуск за все годы работы брала только два раза. Не могу долго находиться дома, тянет обратно. Даже когда еду домой, ищу глазами трамвай, если вижу, стараюсь прислушаться: все ли в порядке с мотором; смотрю на вагоновожатого - не отвлекается ли? 

Всю жизнь на одном месте и не представляю себя на другом. Я сама люблю людей и люди для меня - главная ценность. Да и хорошо, когда человек, проработав, познает профессию от и до. Для того, чтобы её полюбить, нужно время, а, когда ты её полюбишь, тяжело расстаться.

Архивное фото трамваев Николай Мохирев

Поделиться
+1