Карагусова о предложении прощать долги заемщикам: Мы подставляем законопослушных граждан

Председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Гульжана Карагусова прокомментировала предложение о запрете коллекторам взаимодействовать с некоторыми категориями граждан, такими, как инвалиды и участники Великой Отечественной войны, несовершеннолетние лица и пенсионеры по возрасту, а также люди, лишившиеся жилища в результате бедствий и чрезвычайных ситуаций, сообщает корреспондент Tengrinews.kz

"Есть (предложение - Прим.автора), вот этих выведем, этих выведем... У нас все семьи с детьми. Например, у моих детей есть дети и я не хочу остаться в стороне от деятельности статьи Гражданского кодекса, ведь я не знаю, кто ко мне придет, а я хочу иметь дело с коллектором, у которого есть регулятор, на которого я могу обратиться в суд (...). Когда мы исключаем (определенные категории граждан из круга лиц, с которыми могут взаимодействовать коллекторы - Прим.автора), мы лишаем их возможности мирного законорегулируемого взаимодействия. Если мы выводим, это не значит, что к ним не будут приходить эти люди (коллекторы - Прим.автора). Статью Гражданского кодекса о переуступке прав требования никто не отменит. И могут прийти любые люди. Я, например, не соглашаюсь с этой нормой. И потом, мы выводим пенсионеров, но пенсионеры у нас - это самые добросовестные, это те, которые возвращают кредиты", - отметила Карагусова.

Прощение задолженности она назвала беспрецедентным фактом.

"Получается, что мы всегда подставляем законопослушных граждан, потому что за счет их налогов мы все равно возмещаем, например, по ипотеке когда прощаем. Мы помогаем банкам за счет Национального фонда. А это наши деньги! Помогаем за счет бюджета - это тоже наши деньги. Вот говорят - всем простить, ну и что это будет? За счет кого? Получается кто-то будет (платить - Прим. автора), а кто-то нет. И человек задумается: зачем я буду возвращать, когда я могу вот так себя повести, а потом мне простят. То есть с этим делом надо очень аккуратно и осторожно обращаться", - высказала мнение депутат.

Вместе с тем она считает, что ажиотаж вокруг закона о коллекторской деятельности создался на почве материалов в российских СМИ, где коллекторов выставляли не в лучшем виде.

"Мы рассматриваем закон, чтобы эту деятельность сделать цивилизованной, чтобы нашим гражданам особенно в условиях такой нестабильности дать возможность досудебного, мирного рассмотрения.Если коллекторы нарушают или незаконно занимаются своей деятельностью, они будет наказаны", - заявляет Гульжана Карагусова.

По ее словам, в настоящее время в Казахстане 260 коллекторских агентств из которых 46 взаимодействуют с банками.

"Мы урегулируем всю ответственность коллектора за его действия. Если он нарушает требование закона, у государства есть право наказать. Мало того, этим законом мы все коллекторские агенства заставляем войти в реестр, мы выставляем требования к коллекторским организациям, например, не могут такой деятельностью заниматься судимые лица", - говорит депутат.

Она также считает, что вместе с тем, граждане, прежде чем взять кредиты сами, должны тоже научиться просчитывать свои возможности, читать договора и знать, что если ты занял - должен возвратить.

Как уже отмечалось ранее, в Национальном банке считают возможным списывать долги тем гражданам, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

"Есть жизненные обстоятельства, которые могут возникнуть либо на момент получения кредита, либо после получение кредита и они является основанием для прощения", - подтвердил журналистам заместитель председателя Нацбанка Олег Смоляков.

"Здесь наверное нужно некоторое время. Сейчас общество несколько воспринимает коллекторскую деятельность как рэкет, и поэтому оно не способно сейчас принять то, что коллектор будет взаимодействовать с социально уязвимыми слоями населения. Но сам закон на этом и построен, его задача - сделать регламентированной работу коллекторских агентств, чтобы изменить в том числе отношение к таким организациям", - сказал Смоляков.

Так же как и Гульжана Карагусова, он считает, что негативный имидж коллекторов у казахстанцев создался под влиянием российских СМИ.

"Больше наверное с точки зрения российского опыта у нас создался негативный имидж коллекторов, потому что они звонят, они угрожают. Но сегодня коллеги с некоторых общественных объединений подчеркивали, что у нас этой практики нельзя сказать, что нет, но у нас не настолько обострена ситуация, как, допустим, в России", - отметил замглавы Нацбанка.

Он также затронул тему кредитной культуры казахстанских заемщиков.

"64 процента заемщиков при обращении за займом фактически скрывали либо умышленно, либо в последующем реальную информацию о своем местонахождении, жительстве, реальном состоянии своих средств, финансовых возможностях. То есть мы не говорим сейчас о сознательных заемщиках. Мы говорим о том, что у нас культура кредитная заемщиков зачастую предполагает: я хочу кого-то где-то обмануть", - заключил Смоляков.

Поделиться
+1