Даем стране угля


Экибастузский угольный разрез «Восточный» входит в АО ЕЭК, которое в этом году празднует 20 лет со дня основания.

ЕЭК – один из крупнейших поставщиков электроэнергии и угля в Казахстане. На долю предприятия приходится более 17% всей вырабатываемой электроэнергии и около 20% добываемого угля.

Разрез «Восточный» старше своего нынешнего хозяина всего на десять лет, в прошлом году он отпраздновал свое 30-летие. Угледобывающее предприятие начало свою историю в 1985 году, когда была запущена первая очередь строительства разреза мощностью 7,5 миллионов тонн угля в год. Сегодня разрез ежегодно добывает 20 миллионов тонн угля. 

Восточный обеспечивает топливом Аксускую электрическую станцию, алюминивый завод, Аксуский завод ферросплавов и ряд предприятий России. Запасов месторождения хватит ещё на сто лет. По словам горнодобытчиков, глубина нижнего горизонта разреза составляет 250 метров.

На разрезе «Восточный» применяют ряд уникальных технических разработок позволяющих работать с большой эффективностью: поточная технология разработки месторождения, использование роторных экскаваторов с высокой производительностью, система конвейерного транспорта.

Высокопроизводительная техника по усреднению угля позволяет при отработке сложноструктурного угольного месторождения получать товарную продукцию необходимого качества. Колебания основных качественных показателей (зольность, калорийность) в каждом железнодорожном полувагоне угольного маршрута практически отсутствуют. Это положительно сказывается на работе оборудования котельного оборудования потребителей.

Добыче угля предшествует целый комплекс подготовительных работ. Опережающие мероприятия по осушению блока горняки производят на постоянной основе за несколько лет до начала отработки.

Буровые работы по созданию сети скважин для закладки взрывчатых веществ проводят за несколько дней до добычи. Заряжание взрывчатыми веществами и взрыв, разрыхляющий пласт угля, проводится не более чем за день до подъезда роторного экскаватора. Самая глубокая закладка взрывчатки составила 25 метров. 

Основной труженик карьера – восьмидесятиметровый роторный экскаватор германской машиностроительной фирмы TAKRAF. Высота машины – 42 метра.

Экскаватор работает с размягченным углем, загребая то, что взрыхлили взрывотехники. На роторном колесе располагаются 32 ковша с объемом 350 литров. В час он успевает обработать 4,5 тысяч кубометров угля.  Машинисты экскаватора трудятся по 12-часовой смене, днем и ночью, круглый год без выходных и праздничных дней.  Роторный экскаватор практически никогда не останавливается.

Все основные технологические операции на разрезе горняки осуществляют с помощью мощнейших машин: роторных и гидравличеких экскаваторов, механических лопат, большегрузных автосамосвалов, локомотивосоставов, конвейерных линий, дробильных установок, буровых станков.

Производство относится к категории опасных промышленных объектов, поэтому все возможные работы механизированы и автоматизированы для максимального снижения непосредственного участия человека.

Особое внимание уделяют технике безопасности. От людей требуется повышенная концентрация внимания. Переговоры при работе в разрезе совершаются по локальной радиосвязи. Увидеть человека вне техники - редкость. Ввиду того, что длина карьерного поля составляет около 3 км, люди передвигаются по разрезу преимущественно на автобусах.

Подробнее стоит остановиться на технологии отработки покрывающих уголь пород: современные гидравлические экскаваторы грузят породу в 90-тонные автосамосвалы, которые доставляют ее в высокопроизводительные дробильные установки. Эти установки измельчают породу для пересыпки на систему конвейеров, которые доставляют эту горную массу из разреза прямиком на отвал, находящийся на расстоянии 5 км.

Именно тут впервые в мире внедрили конвейерный транспорт при наклонном залегании пластов с ограниченной горизонтальной мощностью. Общая длина ленточных конвейеров разреза «Восточный» составляет более 20 км, и строительство новых линий продолжается.

Уголь доставляется на поверхность аналогичным способом. Так как от забоя до конвейера часто не одна сотня метров, роторный экскаватор работает в паре со вспомогательной техникой – конвейерными перегружателями, которые по цепочке подают уголь на транспортер, а далее он поступает на угольные склады.

Добываемый в карьере уголь обладает разной зольностью от 37 до 45%. На усреднительно-погрузочном комплексе разреза производится смешивание всего доставляемого угля таким образом, что после обработки уголь разреза «Восточный» стабильно имеет зольность – 42%. Такой усреднительно-погрузочный комплекс в Казахстане единственный. Далее уголь загружают в железнодорожные вагоны с весовой дозировкой, что исключает перегруз или недогруз вагонов.

На разрезе внедрили систему оперативного диспетчерского управления.

Видеокамеры, расположенные по  территории разреза, позволяют диспетчерам отслеживать все рабочие процессы горнодобывающей техники, обеспечивая ее рациональную загрузку и эффективность добычи ценного для области и страны твердого топлива.

Поделиться
+1