Несколько лет в бюджете региона предусматривали средства на возрождение лесопитомника в Павлодаре. За это время могли бы вырасти так необходимые городу и области саженцы, но пока только успела устареть проектная документация. Ведь средства регулярно секвестрировали, чтобы использовать на другие, видимо, более важные нужды, пишет "Наша жизнь".
Зелень не для «зелени»
Лесопитомник был организован в селе Павлодарском в 50-е годы прошлого века. Он входил в состав механизированного лесхоза и вплоть до развала Советского Союза снабжал область и соседние регионы саженцами сосны, вяза серебристого лоха, сирени, смородины, других деревьев и кустарников. Озеленению власти уделяли огромное внимание, и на площади в 127 гектаров были созданы все условия, здесь трудились десятки людей.
– Все было с умом устроено, люди ответственно относились к этому делу. За каждое семечко, деревце переживали. И результат был отличный. Сейчас не верится, но приезжали даже из российского Омска в наш питомник, чтобы саженцы приобрести. И машинами брали, – вспоминает жительница села Павлодарского Людмила Шрайнер. Ее ушедший из жизни супруг Владимир Андреевич 20 лет отдал работе в лесхозе, был лесничим.
Благодаря труду работников питомника преображались города и села, создавались защитные полосы и степные посадки. Часть этого богатства спасает нас от дыма и пыли до сих пор, но без обновления зеленый фонд приходит в негодность, вымирает.
В постсоветский период произошла смена приоритетов. Питомник, как многое в те времена, не сберегли. Все, что можно было продать, исчезло. И в конце девяностых от него почти ничего не осталось – он доживал свои деньки.
Сейчас нет ни техники, ни системы полива, ни строений. На оставшихся 50 гектарах земли, как напоминание, перерастают бывшие саженцы вяза и клена. Возник парадокс. В трех государственных учреждениях по охране лесов и животного мира (Павлодарском, Урлютюбском и Максимо-Горьковском) нет возможности выращивать посадочный материал для обеспечения нужд населенных пунктов и территорий. Питомники в резервате «Ертис орманы» и национальном Баянаульском парке работают на собственное обеспечение.
Особенно вопрос обостряется в периоды субботников и массовых посадочных работ. Население с высоких трибун призывают участвовать в таких акциях. Для лесхозов наступает пора головной боли. По старой памяти и с надеждой представители администраций, населенных пунктов, предприятий спрашивают, не возобновилась ли жизнь в питомнике? Приходится идти навстречу организаторам мероприятий, выкапывая саженцы, к примеру, в лесопосадках. Да, в области работают в этом направлении четыре частные фирмы. Они, понятное дело, помогают, чем могут. Но на безвозмездной основе снабжать всех желающих участвовать в акции «посади дерево» не будут. Предприятия эти коммерческие, им нужна прибыль.
Полную версию материала читайте по ссылке.