В день старта программы по выкупу у населения старых автомобилей в Павлодаре двое владельцев подержанных легковушек расстались со своим имуществом. Первыми ушли в утиль когда-то народные марки – «Волга» ГАЗ-2410 и «копейка» ВАЗ-2101. Через десять рабочих дней они принесут своим бывшим хозяевам по 150 тысяч тенге. Это максимальная сумма, которую государство готово выдать автовладельцам, расстающимся с подержанными машинами. К слову, оба авто добрались до места покупки своим ходом, хотя на сумму компенсации влияет не способность передвигаться, а полная комплектация, пишет "Звезда Прииртышья".
Напомним, с 1 января 2016 года в Казахстане действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) – РОП. Постановлением правительства был определен оператор – одноименное ТОО. В его функции входят организация сбора, транспортировка, переработка, обезвреживание, использование и утилизация отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции, на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров). Кроме автомобилей, это распространяется на компоненты транспортных средств, шины, покрышки, аккумуляторы, моторные масла, тормозные жидкости, антифризы и антиобледенительные жидкости.
По словам представителя ТОО «Оператор РОП» в Павлодаре Алпысбая Мусалина, за два неполных дня работы к нему поступило около 40 звонков от жителей области, а сразу же в понедельник были заключены первые сделки: пионерами стали 32-летняя «Волга» и 38-летняя «копейка». Действительно, продать таких старушек на рынке будет непросто, но именно на них и рассчитан выкуп у населения.
– Мы принимаем автомобили категории М1 – с массой не более трех с половиной тонн или имеющих не более семи посадочных мест, – уточняет Алпысбай Мусалин. – Владелец авто должен предоставить документ, подтверждающий владение, справку о снятии машины с учета в связи с утилизацией, справку из любого банка о расчетном (текущем) счете, куда через десять рабочих дней поступят средства, копию удостоверения личности. Список бумаг, которые необходимо предоставить юридическим лицам, несколько иной. На месте мы сразу составляем акт комплектности, чтобы выбрать категорию. Полученной затем суммой автовладелец может распорядиться по своему усмотрению. Одно лицо может сдать сколько угодно автомобилей, при этом время владения не оговаривается.
К слову, общую цифру в 10 тысяч авто разделили на региональные квоты – в нашей области планируется принять на утилизацию 427 машин. Такие сведения предоставили в пресс-службе ТОО «Оператор РОП» в ответ на запрос «Звезды Прииртышья». Хотя на официальном сайте программы, где указаны все контакты и условия, фигурирует другая квота для Павлодарского Прииртышья – 520 авто. Больше всего старья планируют собрать в Алматы – 1358 машин, еще 1265 – в ЮКО, 1133 – В Алматинской области, самый маленький лимит предусмотрен на Кызылординскую область – 294 машины.
Итак, продать государству свой старый, ненужный, а может, и вовсе неработающий автомобиль можно в 17 городах страны. В этом списке только один населенный пункт нашей области – Павлодар. Здесь площадка по выкупу утиля располагается по адресу: Центральная промзона, а/я 69, район Павлодарского трубопрокатного завода, телефон для справок – 87782302717.
Но, как выяснилось, интересы жителей отдаленных населенных пунктов тоже постарались учесть: с 27 ноября оператор совместно с Министерством энергетики и акиматами запускает мобильные посты приема, которые будут работать в моногородах и районах. Пока таких передвижных пунктов восемь, рассчитаны они на города с населением свыше 100 тысяч человек. В предварительный список попал и Экибастуз. Планируется, что через местные исполнительные органы и представителей оператора РОП будет формироваться пул желающих принять участие в программе. В передвижных пунктах будут осуществлять прием документов вышедших из эксплуатации транспортных средств по принципу «одного окна», там же специалисты произведут оценку автомобиля и заключат договор. Прорабатывается и вопрос приема массовых заявок от сельских округов, по предварительным условиям при сборе более 100 старых автомобилей мобильная группа будет выезжать в данный населенный пункт, кроме того, микроавтобус и эвакуатор будут ездить по селам и принимать старые автомобили на утилизацию.
Главный аргумент разработчиков программы – старые автомобили наносят непоправимый вред экологии.
– Общий износ автопарка в Казахстане остаётся высоким, а уровень вредных выбросов в атмосферу автотранспортом старого образца значительно выше, чем у новых автомобилей. В крупных городах вклад автотранспорта в загрязнение воздушного бассейна достигает 60% и более от общегородского валового выброса, – уточняет пресс-секретарь РОА Айгерим Жарылгасова. – Основными токсичными компонентами выхлопных газов двигателей являются оксиды углерода, азота и углеводорода. Кроме того, с выхлопными газами в атмосферу поступают предельные и непредельные углеводороды, альдегиды, канцерогенные вещества, сажа и другие компоненты. Вред экологии, который наносит старый автомобиль за год, – это шесть килограммов твердых частиц, 20 килограммов двуокиси серы, 40 кило окиси азота, еще полцентнера бензопирена, 80 килограммов углеводородов, восемь центнеров окиси углерода.
Фото Владимира Бугаева.
Полную верисю материала читайте по ссылке.