Забавный случай произошел на прошлой неделе в одном из городских автобусов - после перепалки, вызванной требованием пассажирки дать ей, как это положено, билет, кондуктор вручила женщине целый рулон квитков, пишет "Версия".
В прошедший вторник возмущенная жительница города пришла с мотком билетов в нашу редакцию сразу после того, как вышла из автобуса, и рассказала о произошедшем в транспорте скандале. Женщина села в автобус с госномером 192 ST, следующий по маршруту № 10, на остановке «Пединститут» примерно в 11.08. Она оплатила проезд, но кондуктор не вручила ей при этом билет, и когда пассажирка стала требовать сделать это, к перепалке подключился весь автобус. По словам женщины, часть попутчиков поддерживала ее саму, часть - требовала отстать от кондуктора, и не скандалить из-за такой мелочи. При этом, по словам женщины, кондуктор заявила, что они с водителем - частники, всего лишь арендуют автобус, и в раздаче билетов не видят смысла.
Весь переполох закончился тем, что кондуктор сходила к водителю, принесла рулон билетов и вручила его пассажирке, сказав при этом: «На, раздавай сама, если хочешь». В общем, этот моток теперь хранится в редакции «Версии», если обслуживающий десятый маршрут «Автобусный парк №1» желает забрать его - пожалуйста, приходите, отдадим. А если расскажете, какие меры были приняты в связи с поступком кондуктора - обязательно об этом напишем, так как вашу пассажирку эта история возмутила до глубины души. У нас возник другой вопрос: а какой, действительно, смысл в раздаче билетов, если каждый кондуктор может позволить себе разбрасываться целыми рулонами? Значит, никто их не считает, и ни для какой отчетности они не используются?
- В принципе, в соответствии с законодательством, билеты должны выдавать, - рассказал заведующий сектором транспорта городского отдела ЖКХ Марат Асылбеков. - Но данные билеты не являются бланком строгой отчетности. Количеством проданных билетов перевозчики не отчитываются о доходности или убыточности предприятия. Система у них несколько иная, они отчитываются, в соответствии с налоговым законодательством, по упрощенной декларации. Автобусы часто отдают в аренду. Приходит частный предприниматель, нанимается водителем, и сам уже нанимает кондуктора, за которого сам отвечает. У них сложная работа, в том плане, что часто возникают конфликты с людьми. Если кто-то зашел не в настроении, он считает своим долгом высказать претензии кондуктору, что тоже не каждый выдержит. Тем не менее, мы требуем от кондукторов выполнения всех предъявляемых условий, в том числе и внимательного отношения к пассажирам, либо работать они не должны. Если такой случай имел место, меры будут предприняты.
В последнее время «Версия» получала и другие жалобы, касающиеся городского общественного транспорта - в основном по поводу того, что автобусы существенно отстают от графиков. Например, жители села Павлодарское посетовали на то, что в воскресенье, 20 ноября, многие из них опоздали на работу, так как первый рейс 44-го автобуса не состоялся - по крайней мере, до поселка он вовремя не доехал. На несоблюдение графиков маршрутами № 5 и 10 пожаловались сразу несколько жительниц второго Павлодара, которые работают в центре и вечерами не могут добраться домой. По их словам, дождаться «пятерку» и «десятку» после семи вечера - задача невыполнимая.
- В итоге мы добираемся до вокзала, скидываемся по сто тенге и едем дальше на такси - уже знаем друг друга, - рассказали жительницы микрорайона. - Но это мы, а как же дети? Мои учатся во вторую смену и точно также не могут вечером попасть домой.
- У нас возникла проблема по обеспечению графиков с наступлением этих аномальных холодов - с 17 ноября, - объяснил Марат Жумашевич. - Мы этого не отрицаем. Обслуживающие предприятия принимают соответствующие меры для того, чтобы устранить проблему. Все ситуации неоднозначны, никто, конечно, специально не устраивает эти проблемы пассажирам. Все возможные меры, чтобы исправить ситуацию, принимаются.
Как объяснил Марат Асылбеков, причин отставания от графиков сразу несколько - замерзающая некачественная солярка, давно устаревший подвижной состав, а также ненадлежащий уход за ним со стороны частников, которые арендуют автобусы.
- Где тонко, там и рвется, - сказал Мурат Жумашевич. - Если бы у каждого парка был соответствующий подвижной состав, конечно, таких ситуаций было бы в разы меньше. Та техника, которая имеется, в теплую погоду держится, но в морозы транспорт начинает отказывать. Однако сейчас ситуация постепенно выравнивается, так как транспортные компании серьезно подходят к вопросу. Сформированы дополнительные ремонтные бригады, которые работают в ночь, и занимаются устранением поломок. Что касается автобусов, обслуживающих пригородные села, за ними - особый контроль, ведь оттуда на каких-то других маршрутах с пересадками не доберешься. Все это отслеживается, устраняется, и такие случаи, как с 44-м маршрутом, единичные. Но это жизнь, всякое случается. Со своей стороны транспортные компании делают все возможное, чтобы свести к минимуму количество подобных происшествий.