"Я считаю, что осуждённые за терроризм и экстремизм должны содержаться отдельно от остальных заключённых. Помните, раньше были политзаключённые, которые сидели в отдельных тюрьмах? Вот так и здесь. Потому что терроризм и религиозный экстремизм – это идеология", – пояснил Ержан Маямеров в кулуарах круглого стола на тему "Реабилитационные мероприятия, направленные на профилактику распространения террористических и религиозно-экстремистских идей в исправительных колониях".
На сегодняшний день в казахстанских колониях отбывают наказание за терроризм и религиозный экстремизм более 400 человек. В прошлом году при ДУМК был открыт специальный отдел по работе с такими осуждёнными. Для этих целей в каждом регионе Казахстана были назначены представители духовного управления мусульман.
Накануне в Актобе завершилось разбирательство по делу об июньских терактах. Всего на скамье подсудимых оказалось 29 человек. Девять из них обвинялись в непосредственном участии в теракте, 18 – в недонесении о готовящемся преступлении и два человека – в укрывательстве. Их интересы защищали более 20 адвокатов. Предстояло рассмотреть 201 том уголовного дела. По делу проходили 88 потерпевших. В качестве свидетелей допрошено почти 50 человек.
Суд признал непосредственных участников теракта Бакыта Куанышбаева, Асхата Имангалиева, Ануара Садихова, Жанабая Куанышбаева, Алибека Акпанбетова, Арсена Танатарова и Асхата Рахметова виновными и приговорил их к пожизненному лишению свободы.
Ещё двое - Айдос Жубанов и Азамат Абдрахманов получили 22 года и 20 лет лишения свободы соответственно. Жубанов первые четыре года проведёт в тюрьме, а Абдрахманов - первые три года. Далее они будут отбывать наказание в колонии строгого режима.
18 подсудимых, которые обвинялись в недонесении о готовящемся преступлении, суд приговорил к различным срокам наказания - от трёх до пяти лет.
Ещё двое обвиняемых в укрывательстве - Мирлан Ердауов и Усен Утенов - приговорены к 4 годам. Только Ердауов к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. А Утенов - к ограничению свободы.