Не замерзнут

Зима обещает быть суровой, и «Версия» решила узнать, как собираются пережидать ее те, у кого нет своего домашнего очага.

Руслан Байтлеуов, руководитель Павлодарского городского адаптационного центра-приюта для лиц, не имеющих определенного места жительства, сообщил, что сейчас его учреждение переполнено, однако отметил, что сможет принять еще больше людей, если потребуется.

- На сколько мест рассчитан ваш приемник?

- На сотню коек. Но сейчас у нас здесь больше ста человек. В жестокие морозы мы можем и больше принять - до 120 доходит.

- Приходилось кому-то отказывать в помощи?

- Мы не отказываем, но у нас в положении написано, что человек, согласившийся здесь проживать, не должен употреблять спиртные напитки и принимать наркотики. Еще мы не можем принять к себе людей, больных туберкулезом, - они должны сначала пролечиться в больнице. Мы в любом случае их не выгоняем - мы их перенаправляем.

- Как к вам попадают люди? Это обязательно спившиеся, запустившие себя?

- Большинство у нас, к сожалению, действительно злоупотребляют алкогольными напитками. К нам вообще часто привозят пьяных людей, которые сотрудникам полиции, наверное, врут, что у них нет ни жилья, ни документов, чтобы их не забрали в медвытрезвитель. Не секрет ведь, что лиц без определенного места жительства туда принимают неохотно. А здесь они уже заявляют - особенно когда протрезвеют - что все у них есть, и уходят домой. А бывает с нашими подопечными - теми, кому действительно некуда пойти, что жены их выгнали. Дети выгоняют, родственники выгоняют. На днях к нам привезли 65-летнего пенсионера из Качир. У него нет своих детей, но близкие родственники имеются. И они его выставили на улицу. В районном акимате ему кто-то дал денег на автобус и отправил в наше учреждение. Таким историям я всегда поражаюсь: в зимнее время человек собаку на улицу не выгонит, а здесь - пенсионера. И человек этот - не запустивший себя, ухоженный. Впечатление того, что любит выпить, не производит. Люди сейчас стали бессердечные. Я раньше думал, что в деревнях все-таки не так, как в городе, там все готовы были приютить другого. Но сейчас, видно, другие времена. К сожалению, бывает такое, что семья, например, уезжает на ПМЖ в Германию, и, допустим, брат с сестрой продают квартиру, которая досталась им от родителей. Потом так получается, что кто-то может обосноваться на новом месте, а кто-то нет. Есть у нас такой подопечный - он, кажется, даже выехать в Германию не смог, а жилплощади своей лишился. Сестра его забирать к себе не хочет. Все это грустно, конечно.

- Год назад вы переехали в другое здание.

- И постепенно тут обживаемся. Конечно, здесь требуется ремонт, но для наших социальных нужд, для оказания помощи лицам, не имеющим собственного жилья, оно подходит. Единственное, что пока здание еще не наше. Насколько я знаю, в рамках государственно-частного партнерства подписан меморандум о безвозмездной передаче здания на наш баланс, но пока все необходимые бумаги не оформлены, передача еще не состоялась. Нас финансирует городской бюджет: в год выделяют 40 миллионов тенге - этих денег нам хватает. Летом количество подопечных у нас существенно сокращается, но все равно здесь всегда живут минимум 60 человек. Мы активно работаем с сотрудниками КСК, которые сообщают о лицах без определенного места жительства во дворах домов, и наша мобильная группа выезжает и предлагает человеку ночлег.

- Из-за того, что вы переехали, ваши подопечные вас не потеряли?

- Нет, у них все новости передаются по сарафанному радио, это как мобильная связь - все очень быстро. Когда мы уезжали, то, конечно, оставили надпись с указанием адреса. Несколько раз возвращались и, когда не находили своего объявления, писали его заново. Соседей бывших тоже предупредили, что находимся здесь, по новому адресу - улица Космонавтов, 1.

- Вы принимаете не только мужчин, но и женщин?

- У нас 20 койко-мест для женщин, и сейчас, когда зима обещает быть суровой, все эти места заняты, даже пришлось ставить дополнительные кровати. Но мест хватает. Мы можем поставить и двухъярусные кровати, если будет нужно. Даже до 150 человек мужчин и женщин мы сможем здесь разместить, - прикинул Руслан Байтлеуов. - Но мы их всех прокормить тогда не сможем. У нас еще есть мысль открыть дом ночного пребывания, где люди могут просто переночевать: утром ушли, вечером пришли. И хотелось бы даже открыть общежитие для наших подопечных, которые постепенно становятся на ноги, находят работу. Здесь мы их все время держать не можем, через определенное время они должны уйти, а снимать квартиры для них дорого. Если бы мы могли устроить общежитие с невысокой арендной платой, было бы хорошо. Но это планы долгосрочные, не на ближайшую перспективу. Сейчас мы занимаемся тем, что размещаем людей, восстанавливаем им документы, стараемся трудоустроить, пролечить. Все они, без исключения, нуждаются в медицинской помощи. Жаль только, что эту помощь они редко могут получить, потому что на прием-то они придут, а вот на УЗИ, другие дорогостоящие анализы денег у них просто нет. Мы просили частные клиники оказать помощь в этом отношении, но пока никто не откликнулся.

- Ваши подопечные к вам в штат не просятся?

- Есть у нас и такие варианты. Если имеются вакантные места, мы их трудоустраиваем. Сейчас у нас - собственная обувная мастерская, есть и швея из числа женщин, которые живут в приюте. Она подшивает одежду остальным. Зато нет парикмахера - а раньше была женщина-волонтер, которая раз в десять дней приходила и подстригала всех, очень помогала. Раньше, когда мы размещались на Чкалова, у нас был свой огород, на котором наши подопечные с удовольствием работали, выращивали овощи. Не знаем, удастся ли огородничать на новом месте. Это зависит от того, сколько земли нам выделят. Пока что та территория, которая есть у нас, вся заасфальтированная, забетонированная.

Руслан Байтлеуов рассказал, что сейчас в адаптационном центре чувствуется острая нехватка верхней одежды. Старую, грязную и оборванную, в которой бродяги приходят в центр, приходится сжигать, как только они переступают порог учреждения, и обратно выйти им уже не в чем. Недавно работники электролизного завода привезли на всех подопечных центра теплые носки и тапочки. В прошлом году алюминиевый завод привез всем постояльцам центра теплую обувь. За такую помощь в приюте очень благодарны. Однако проблема нехватки верхней одежды стоит остро. Если у вас, павлодарцы, есть ненужная зимняя верхняя одежда, то ей всегда будут рады по адресу Космонавтов, 1. Телефон центра-приюта: 62-95-73.

К слову, в ожоговом отделении первой городской больницы нам сообщили, что обмороженных бродяг к ним сейчас поступает очень мало, потому что люди без определенного места жительства большей частью укрылись в приюте.

- Мы ждем наплыва вполне благополучных обмороженных людей, - рассказал главный комбустиолог больницы Марат Канжигалин, - но это будет уже под Новый год, когда павлодарцы выпьют и пойдут отмечать праздник на улицу. Каждый год предупреждаем людей, чтобы следили за здоровьем, особенно в такие морозы, но в итоге пик обморожений выпадает все равно на новогодние праздники. И можно было бы избежать многих неприятностей, если бы обмороженные хотя бы сразу обращались в больницы, но они обычно выжидают день-два, а то и неделю, а потом справляться с обморожениями гораздо сложнее.

Поделиться
+1