Может ли село из двух домов стать успешным?

 

- Яков, раз уж вы попали из Алматы в Иртышск, думаю, что вас не пугает долгая дорога?

- Не очень. А что?

- Очень советую познакомиться с Амантаем Мусиным, но он живёт в самом дальнем сельском округе нашего Иртышского района. Даже не в самом Селеты. Там есть бывшее отделение, сейчас село Буланбай.

- А чем он занимается?

- Разводит лошадей.

- Честно говоря, я бывал на конефермах...

- С ним вам стоит познакомиться, в 1990-е годы у него в отделении осталось всего 2 дома, а сейчас там 3000 лошадей казахской породы и стабильный аул, откуда люди точно не будут уезжать.

Больше нас с Максимом убеждать не пришлось. Переглянувшись, мы без сомнений решили поменять запланированный маршрут и поехать в самые дальние села Павлодарской области. Дороги не закрыты. Едем.

Село Буланбай

История села оказалась действительно очень интересной. Это сейчас там более 30 домов, 150 жителей, в школе много детей. А в 90-е годы оно могло исчезнуть с карты Казахстана. Но был человек, у которого были свои планы на будущее родного аула: Амантай Мусин. У него появилась мечта организовать племенное хозяйство казахской породы джабе. Он смог сохранить брошенные дома, пригласил специалистов и, начав с 10 голов породистых лошадей джабе, развил хозяйство до самого крупного в Казахстане с 3000 голов.

Сейчас видно невооружённым глазом, что село развивается. В домах удобства, горячая вода, получше, чем у многих в городе. (фото Максима Рожина)

павлодарские коневоды

Спрашиваем у местных, где живёт Амантай-ага. Где находится его дом знают не только буланбайцы, но и жители соседних сёл.

(фото Максима Рожина)

павлодарские коневоды

Тазы у входа в дом почётного коневода.

павлодарские коневоды

Амантай Нигметович родился в 1938 году. Его вырастила бабушка, которая рассказывала, что у деда было большое количество скота верблюдов, лошадей и т. д. В советское время, чтобы не попасть под репрессии скот пришлось сдать в колхоз, а отец Амантая стал председателем колхоза. Многие крестьяне закупают лошадей и думают, что сразу дело пойдёт, но на самом деле это большое искусство. В погоне за показателями в советское время были потеряны многие традиции скотоводства, народные породы. Завозили скот, который не подходил местному климату. Трижды в советское время Амантай Мусин побеждал в областных соревнованиях табунщиков.

(фото Максима Рожина)

павлодарские коневоды

Но порода, которую разводили его предки исчезала. В 1989 году Амантай-ага создал первый в районе животноводческий кооператив, приобрёл 10 лошадей породы джабе и начать восстанавливать породу. Как он рассказывает, с тех пор даже ни разу не был на курорте, потому его курорт - это любимая работа, если поедет на курорт, то там без работы заболеет.

павлодарские коневоды

Сейчас в хозяйстве работает около 20 табунщиков. Для получения статуса племенного хозяйства привлекали и учёных из Алматы, хотя в народной породе они сами удивлялись успехам и технологиям Мусина. Порода и выносливая - пасётся при отрицательных температурах, и качество мяса сильно превосходил остальные породы.

павлодарские коневоды

Создание породы - процесс нелёгкий. Рассказывает, что в своё время, будучи акимом Павлодарской области к нему в аул приезжал Бакытжан Сагинтаев. Тогда он, узнав историю хозяйства, в шутку спросил у коневода: "Сможешь довести поголовье до 10 тысяч голов!" "Смогу!" - ответил Амантай. В последующем встретился с Сагинтаевым уже на одной из выставок в Астане. Бакытжан Абдирович узнал Амантая и снова пошутил: "Ну как, есть уже есть 10 тысяч?" Есть ещё, куда стремиться.

павлодарские коневоды

В молодости Амантай-ага занимался и борьбой. Для себе - в соревнованиях не участвовал, но на секциях борьбы побеждал спортсменов-призёров. Городские ребята не могли сравниться с работягами из села.

павлодарские коневоды

Сейчас Амантай Нигметович уже вышел на пенсию, а хозяйство передал своему сыну Дулату, который работает вместе с отцом с 1989 года.

(фото Максима Рожина)

павлодарские коневоды

Сельская жизнь (фото Максима Рожина)

павлодарские коневоды

Главной мечтой Амантая Мусина - чтобы в селе была полная школа с 11 классами. Сейчас здесь работает начальная школа, большинство старшеклассников предпочитают получать средне-специальное образование.

Девочка идёт в школу (фото Максима Рожина)

павлодарские коневоды

Школа.

павлодарские коневоды

Классы в школе небольшие по 2-3 человека, но в школе есть всё необходимое - классы, кухня, небольшая столовая.

павлодарские коневоды

На смену приходит молодёжь, которая уже не уступает по умениям именитому аксакалу коневодства.

павлодарские коневоды

Поднимается метель. До самих лошадей точно не доедем, Амантай-ага приглашает обязательно вернуться в тёплое время. Постараемся!

(фото Максима Рожина)

павлодарские коневоды

- Раз уж доехали до Буланбая, может и в сам Селеты заедем, сравним?

- Поехали!

павлодарские коневоды

Село Селеты

В самом центре сельского округа особо смотреть нечего. Раньше было очень зажиточное село, но, к сожалению, здесь не нашлось человека, кто мог бы вдохнуть жизнь в село. Поэтому большинство живут подсобным хозяйством.

Зато в Селеты мы узнали, что если проехать ещё немного, в Кызылагаш (уже точно самое дальнее село Иртышского района), то там есть тоже есть крестьянское хозяйство с 10-летней историей, выращивающее породу джабе.

- Едем?

- Конечно!

павлодарские коневоды

Село Кызылагаш

В Кызылагаше самое большое здание - это школа на 100 учеников. Кто-то из журналистов шутил, что в эту школу может поместиться всё село (около 250 жителей). Но скептики оказались не правы, сейчас в школе учатся 80 школьников, ещё 30 дошколят ходят в мини-центр при школе.

(фрагмент панорамы Максима Рожина)

павлодарские коневоды

Центральная улица села.

павлодарские коневоды

В этом году крестьянскому хозяйству "Сагынбай" исполнилось 10 лет. Дом руководителя хозяйства - Сагынбая Уабова.

павлодарские коневоды

В гости.

павлодарские коневоды

Сагынбай Уабов родился в 1974 году. Основное направление деятельности - мясное животноводство: разведение племенных лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. В планах увеличить количество лошадей до 2000 голов, КРС и овец - до тысячи.

(фото Максима Рожина)

павлодарские коневоды

Откормочная база. Большая часть скота находится на выпасе. И лошади джабе, и коровы казахской белоголовой породы хорошо адаптированы к резко-континентальному климату.

(фото Максима Рожина)

павлодарские коневоды

Овцы.

(фото Максима Рожина)

павлодарские коневоды

Можно смело сказать, что на таких людях, как Амантай Нигметович Мусин и Сагынбай Уабов держится казахстанское село. Надеюсь, что шутка шуткой, но 10 тысяч голов - это совсем не далёкий предел для Селетинского коневодства!

павлодарские коневоды

источник

Поделиться
+1