В памятных датах сконцентрированы нравственные ценности и лучшие традиции общества. Поводом к размышлениям об отечественных праздниках – государственных, народных и профессиональных – стал вопрос, обсуждение которого нередко муссируется в казахстанском Интернете: «Оправданы ли были жертвы, которые понес Казахстан на полях Великой Отечественной войны, ведь за Уральский хребет фашисты вряд ли бы добрались...».
Если отбросить эмоции и возмущение «кощунственностью» постановки вопроса», то налицо – серьезнейшая проблема. Ряд респондентов, чаще молодых, позиционирует себя как граждане суверенного Казахстана, не воспринимая историю СССР в контексте истории своей страны.
Не менее часто встречается и другая крайность – история Казахстана для некоторых казахстанцев – здесь превалирует старшее поколение – сводится к истории Союза и не более. Такие респонденты не могут назвать даже пару-другую значимых памятных дат, связанных со становлением нашей государственности.
Да, судьбы народов на евразийском пространстве переплетены в такой тугой исторический узел, что его нельзя разрубить наотмашь топором, но суверенитет любого государства, признаемся, предполагает свою идеологию и, соответственно, через ее призму трактовку тех или иных исторических событий.
Как мы наблюдаем по ряду государств, обретших независимость на развалинах бывшего Союза, при создании «суверенных» историй, в интерпретации тех или иных исторических событий не всегда, к сожалению, имеет место объективная оценка с учетом исторического фона того или иного времени.
Порою верх берут соображения сугубо прагматического плана, вытекающие из текущих интересов молодого государства. Когда на Западной Украине Степан Бандера увековечивается как лидер национально-освободительного движения, а ветеранов войны считают «оккупантами» - это явление имеет серьезную идеологическую подоплеку.
Задача номер один, на мой взгляд, в данном случае – попытка политического руководства бывшей советской республики дистанцироваться от России в сторону Запада. Недавно на Украине на правительственном уровне приняли некорректное, на мой взгляд, решение и по Красному Знамени как символу Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Мифологизация истории и манипуляция историческими фактами в угоду конъюнктуре сегодняшнего дня в той или иной мере имеет место практически в любой государственной историографии. К чести нас, казахстанцев, мы не подвергли унизительным пересмотрам значение Великой Отечественной, унесшей 27 миллионов советских граждан, среди которых немало было и казахстанцев. И 9 мая – для моих соотечественников остался «праздником со слезами на глазах», всенародным праздником торжества над «коричневой чумой».
В годы моего детства, как и во многих алматинских семьях, отец нас приводил с братом к Вечному огню в парке 28 гвардейцев-панфиловцев, героически погибших 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково при обороне Москвы. И для нашего поколения, наверняка, День Победы навсегда останется дорогим сердцу днем. История не терпит ни пробелов, ни сослагательного наклонения.
Идет ли вразрез с идеологией нашего молодого государства тот факт, что в нашем праздничном календаре остались некоторые «красные» даты? Однозначно, нет, если они обнаруживают гуманистические идеалы, которые соответствуют нашей государственной идеологии.
К новым праздникам также можно отнести и «Праздник единства народа Казахстана - 1 мая». Для многих людей Первомай никогда не нес политической окраски, а был просто еще одним добрым праздником весны. В наши студенческие годы мы с удовольствием сбивались в первомайские колонны, где было шумно и весело. Правительство Казахстана приняло мудрое решение, сохранив славную традицию и окрасив содержательное значение новыми красками. В стране, где проживают более 130-ти этносов, такой праздник несет мощный духовный заряд.
У нас, казахстанцев, есть горький опыт запретов на праздники, широко популярные в народе. В свое время во время гонений на религию в СССР главный праздник наших предков – Наурыз был упразднен советской властью в 1926 году, которая по своему дремучему невежеству, «ничтоже сумняшиеся», посчитала его религиозным и националистическим. А ведь в Наурызе, насчитывавшем более 5000 лет, заложено много народных установок на нормы поведения и этики, мораль, выработанная поколениями, которая не шла вразрез с советской идеологией.
В этом празднике, сконцентрированы лучшие традиции и духовное богатство народа, его мировосприятие.
Знаете ли вы, например, что традиционный жест как бы омовения лица ладонями после молитв со словом «Аминь» имеет самую тесную связь с этим праздником весеннего обновления. В старину на рассвете в день Наурыза наши предки взбирались на самый высокий холм и с раскрытыми ладонями ждали восхода Солнца. Как только первые лучи касались ладоней, собравшиеся с пожеланиями добра семье и близким проводили ими по лицам со словом «Аминь», как бы очищая свои сердца с рождением новых лучей весеннего светила.
Хотя на Наурыз было наложено официальное вето, его продолжали – но уже скрытно – праздновать в казахских аулах. Любимый народный праздник был заново возрожден в 1988 году и приобрел официальный статус государственного праздника 15 марта 1991 году после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны - Наурыз мейрамы». Это день обновления природы и соответственно очищения человеческих сердец, который не подвержен идеологическим окрасам.
Возможно, когда мир поймет сущность этого замечательного праздника, он станет всеобщим для всего человечества. В дни празднования Наурыза на улицах городов и сел Казахстана ставятся нарядные юрты, проводятся массовые игры, у алтыбаканов собирается молодежь. Но мне бы хотелось, чтобы нами всеми уделялось больше внимания сокровенной сути этого праздника. Как в эти дни мы очищаем родники и источники от мусора, так должны очищаться наши помыслы и души.
И пусть будет щедра в эти дни наша рука в помощи нуждающимся членам общества. Думаю, нам сообща есть, над чем поработать, чтобы вернуть Наурызу его изначальное глубинное звучание.
Казалось бы, праздники, что тут-то сложного, однако это далеко не так. Создание календаря праздников, если, конечно же, они не являются вашими личными, требует решения ряда принципиально значимых проблем.
Во-первых, это конструирование «общего прошлого» для этнически и религиозно неоднородного казахстанского общества. Вести отсчет истории государства со дня его основания, все «до того» сведя к нулю, на мой взгляд, крайне неумно. Возможно, кое-где возникнут новые акценты, но «отменить» прошлое еще никому не удавалось.
В то же время «общее прошлое» для казахстанцев еще предстоит «сконструировать». Как мы указывали выше, в казахстанском обществе наблюдается разночтение этого «общего прошлого».
В то же время я должен отметить ту конструктивную работу, которая проводится на государственном уровне по пропаганде среди населения государственных праздников, самым непосредственным образом связанных с обретением Республикой государственности и ее формированием.
Это праздники, которые появились в нашем календаре после обретения Республикой суверенитета – День Первого Президента первое декабря, День независимости 16 декабря, День Конституции 30 августа, День Республики 25 октября.
К столь значимым государственным праздникам я бы отнес День государственных символов Казахстана, День национальной валюты, День столицы Казахстана – Астаны, День жертв политических репрессий и День защитника Отечества.
Во-вторых, во избежание двусмысленности и недомолвок в обществе мы должны определиться с объективным отношением к историческим событиям советского периода казахстанской истории в контексте формирования парадигмы «независимый Казахстан как Отечество».
В свое время мы проводили социологические исследования, в которых прослеживали в свете этой парадигмы настроения различных групп населения. Что же получилось? Из опрошенных 73% респондентов считает своей Родиной Республику Казахстан, 5% идентифицирует с Отечеством Советский Союз, 1% опрошенных назвали Родиной Российскую Федерацию, 10% - область, 11% - города и села, в которых они родились.
Из данных социсследований следует, что парадигма «независимый Казахстан как Отечество» находится еще в процессе формирования, и в данном направлении необходимо системно и комплексно работать.
В формировании парадигмы «независимый Казахстан как Отечество» значение государственных праздников трудно переоценить.
В-третьих, нам необходимо четко определиться с векторами развития казахстанского общества, какие цели и задачи стоят перед нашим государством. Уникальное географическое расположение страны способствовало тому, что казахстанские праздники органично соединяют в себе европейские и восточные элементы.
Всеми казахстанцами с удовольствием празднуются Новый год, Международный женский день и другие ставшие традиционными праздники. В то же время в рамках цивилизационной ориентации на официальном уровне было закреплено право казахстанцев на празднование Курбан-Байрама и Рождества Христова.
Третья категория праздников, помимо государственных и народных, праздники профессиональные. День полиции, День противопожарной безопасности, День журналистики, День шахтера, День строителя… – таких Дней в нашем календаре наберется больше десятка. К сожалению, дату большинства из них помнят лишь представители той или иной профессии. Но каждый из этих Дней возник ведь не на пустом месте – он был установлен в соответствии определенным исторически значимым событием в летописи страны.
На мой взгляд, нам надо в полной мере использовать тот воспитательный потенциал, который несут профессиональные праздники. Труд шахтера, учителя, нефтяника, медицинского работника – в какой бы сфере не трудился казахстанец, он должен чувствовать цену его труда в обществе.
Скажу больше, пропаганда профессиональных праздников будет способствовать тому, что казахстанская молодежь сможет четче определиться с будущим призванием, не обольщаясь только «фасадной» стороной выбранной профессии или «модой» на нее.
Делая некоторые выводы, в заключение хочу отметить то, что праздники, в определенной степени, являются государствообразующим фактором, значение которого трудно переоценить. Ведь в памятных датах отмечена не только наша история. В них сконцентрированы духовное богатство, нравственные ценности и лучшие традиции казахстанского общества. Они свидетельствуют о цивилизационной ориентации нашего молодого государства.