Завалило по уши

Почему подрядчики не справляются с уборкой снега, а аким города раздает павлодарцам лопаты, предлагая откапываться самостоятельно?

В первых числах января в Павлодаре произошел снежный коллапс. Администрацию города за плохую уборку снега не ругали, кажется, только те, кто имел счастье вовсе не выходить в те дни из дома. Автолюбители, бранясь последними словами, откапывали свои автомобили, пешеходы застревали в сугробах. Со своей работой подрядные организации, которые следят за порядком в городе, явно не справлялись, хотя трудились изо всех сил, и нанимали дополнительную спецтехнику. Полиция начала штрафовать частников за то, что не вывозят снег со своих территорий, причем не всегда справедливо:

- Где-то в районе четырех часов утра по нашей улице машины расчищали проезжую часть, - рассказал наш читатель, который пожаловался в редакцию «Версии» на то, что был оштрафован ни за что. - Часть снега отвалом засыпалась мне под ворота. А с утра пришла проверка, и мне выписали штраф на крупную сумму денег. Как это понимать? Мне нужно было следить всю ночь, не подбросят ли мне снега? Почему меня штрафуют за чужие недоработки?

Другие предприниматели жаловались на нехватку снегоуборочных машин - мол, и рады бы почистить, да нечем, вся техника в городе в самые снежные дни была занята.

Дошло до того, что аким Павлодара Нуржан Ашимбетов объявил, наверное, первый в истории областного центра зимний субботник, и даже торжественно вручил молодым активистам лопаты. Вывозить сугробы с дворов многоэтажных домов обязали КСК, но большинство председателей кооперативов и других обслуживающих организаций не спешили выполнять задание, сетуя на отсутствие денег, а также на то, что, по закону, следить обязаны только за самим кондоминиумом, тогда как дворы являются городской территорией, расчищать которую должны местные власти. В итоге глава региона Булат Бакауов, лично объехав город, потребовал от подрядчиков хотя бы откопать проезжие части внутридворовых территорий и пробить выезды, что и было оперативно сделано. В общем, кое-как совместными усилиями и с большим трудом город привели в относительный порядок.

Между тем, о том, что подрядчики работают не самым лучшим образом, аким области говорил еще до Нового года, помимо прочего, затронув весьма серьезную тему проведения конкурса на содержание и уборку улиц, которой «Версия» в свое время занималась вплотную. Уже несколько лет за порядок в Павлодаре отвечают всего две фирмы: ТОО «Холдинг Трансс Павлодар» и ТОО «Горкомхоз-Павлодар». Другие, более мелкие компании конкурировать с ними не имеют возможности, потому что всю территорию Павлодара акимат, разделив на два огромных участка, два года подряд выставлял на конкурс по уборке города двумя большими лотами. Чтобы претендовать на них, фирма должна иметь определенное количество техники и соответствующее число рабочих, поэтому выигрывали конкурс на таких условиях одни и те же крупные компании. У мелких просто не хватало сил на то, чтобы откусить такой большой кусок, и тем более на то, чтобы его прожевать. 

- Вообще нужно подумать, может, лучше разделить Павлодар на несколько частей, чтобы ими занимались несколько подрядчиков? - высказался по этому поводу аким области Булат Бакауов на предновогоднем совещании. - Сегодня город отдан всего двум компаниям, а здесь должна быть конкуренция, чтобы работу по уборке снега не запустили.

Собственно, еще несколько лет назад конкурс именно так и проводился. Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что лучше всего снег в Павлодаре убирали в то время, когда акимом нашей области был нынешний премьер-министр страны Бакытжан Сагинтаев. Именно он, так сказать, приучил горожан к хорошему - хотя и при нем были достаточно снежные зимы, такого бардака, как в нынешнем январе ни разу не случалось. Так вот, для сравнения: в то время город был поделен на 12 участков, и за порядком в нем следили не меньше пяти подрядчиков - каждый на своей относительно небольшой территории, хотя у ТОО «Холдинг Трансс Павлодар», как у самой крупной фирмы, и тогда, конечно, был самый большой объем работ. Последний раз 12-ю лотами город выставляли на конкурс в 2012 году. В 2013 их уже было семь, в 2014 и 2015 - по два.

На прошлой неделе «Версия» отправила официальный запрос в городской отдел ЖКХ с вопросом, будет ли учтено замечание Булата Бакауова по поводу отсутствия конкуренции среди фирм-уборщиков при проведении конкурса в этом году. Нам ответили, что 9 января конкурсная документация уже была размещена на портале госзакупок четырьмя лотами. Что ж, какой-никакой, а сдвиг - подумали мы, но когда взглянули на те самые четыре лота, то увидели, что два из них представляют собой все те же огромные участки - западный и восточный, от них всего лишь отделили объездные дороги и выставили их еще двумя лотами. То есть на основную территорию Павлодара вновь, скорее всего, смогут претендовать только вышеназванные компании, более мелкие смогут максимум убирать те самые дороги. Таким образом, фактически ничего толком не изменилось, сравните: в 2016 году на лот с восточной частью города приходилось 427 миллионов тенге, на западную - 359, в 2017 году на восточную выделили 490 миллионов тенге, на западную часть - 437.  А на уборку дорог, разделенных на два лота, готовы потратить всего 26 и 17 миллионов. От такого «перераспределения» вряд ли будет какой-то толк. Кажется, два дополнительных лота организовали, так сказать, для галочки, раз уж глава региона поручил.

В ходе недавнего совещания, посвященного снежному вопросу, было озвучено, что в 2016 году на содержание улиц потратили в общей сложности 1 миллиард 400 миллионов тенге - и на зимнюю, и на летнюю уборку. В этом году планируют уложиться в 1 миллиард 200 миллионов. Не сложно подсчитать, что в месяц в 2017 году на уборку будут тратить сто миллионов тенге. В день - больше трех миллионов. Неужели при таком серьезном финансировании павлодарцам все равно нужно брать в руки любезно предоставленные акимом лопаты и чистить город самостоятельно, выполняя чужую работу? Конечно, всех нюансов уборки целого города мы знать не можем, но, опять же, при Сагинтаеве денег выделялось меньше, а на улицах почему-то было чище. Так, может, все-таки стоит вновь внедрить систему, которая действовала тогда, и вернуть конкуренцию на этот рынок? Настоящую, а не для галочки.  

Поделиться
+1