С первого февраля начинается поэтапное внедрение системы досмотра пассажиров на всех вокзалах страны. Павлодарский вокзал к переменам давно готов - здесь уже несколько месяцев выборочно досматривают больше тысячи человек в сутки. Но пока находили только игрушечные пистолеты, пишет газета Версия.
Система внедряется в целях обеспечения антитеррористической безопасности пассажиров. Здания вокзалов были включены в утвержденный правительством перечень уязвимых в террористическом отношении объектов, поэтому с 1 февраля досмотр будет официально введен на двух вокзалах Алматы, с 1 апреля - на вокзале Астаны, с 1 июня - на всех региональных. Впрочем, в Павлодаре он фактически действует еще с июля прошлого года.
- Был реконструирован тамбур вокзала, установлены две арки металлоискателей, энтероскоп - система сканирования багажа, и обустроены две комнаты личного досмотра, - рассказал директор ТОО «ПавлодарВокзалСервис» Серикбай Нурахметов. - Реконструкция тамбура была проведена с такой целью, чтобы досмотр и отсеивание подозрительных лиц производились до входа в само здание вокзала. По определению, человек, который заходит в здание, уже должен быть «чистым», у него не должно быть никаких запрещенных предметов. Пока не объявлены оранжевый и красный уровни террористической опасности, то есть при желтом, умеренном уровне и даже тогда, когда угрозы вовсе нет, проводится выборочный досмотр, по усмотрению администрации. При оранжевом и красном уровнях террористической угрозы процедуру досмотра проходят все, кто заходит в здание вокзала, без исключения.
Досмотр проводится каждый день, за сутки на павлодарском вокзале проверяют около полутора тысяч человек. Причем 800-900 из них - всего за несколько часов - перед прибытием и отбытием поездов. Кого-то досматривают при помощи ручных металлоискателей, кого-то отправляют на сканирование багажа, а некоторым приходится проходить в комнаты личного досмотра для тщательной проверки. Определяют подозрительных посетителей на глаз, но пока никто не обижался.
- Надо отметить, что пассажиры к досмотру относятся положительно, - сообщил Серикбай Мажитович. - За все время его проведения, а это уже больше полугода, жалоб на действия сотрудников вокзала или недовольств по поводу досмотра не было. Наоборот, люди с пониманием относятся, некоторые даже говорят, что давно надо было ввести досмотр на вокзалах, по примеру аэропортов.
За полгода работы потенциальных террористов или запрещенных предметов на вокзале не обнаружили. Однако случалось несколько казусов с сувенирными ножами, которые не имели специальной метки и документов, а также с игрушечными пистолетами. Их несколько раз находили при сканировании багажа. Приходилось приглашать сотрудников ЛОВД, доставать игрушки из сумок и проверять, не настоящее ли это оружие.
ТОО «ПавлодарВокзалСервис» потратило больше семнадцати миллионов тенге, чтобы привести здание вокзала в соответствие с антитеррористическими требованиями и закупить необходимое для досмотра оборудование. Согласно специальному постановлению правительства, все вокзалы должны не только организовать досмотр людей, но еще и заключить договоры с охранными предприятиями, а также установить круглосуточное видеонаблюдение, причем записи с камер положено хранить не менее тридцати дней. Кроме того, выход на платформу должен осуществляться только через здание, поэтому на павлодарском вокзале установили специальные заградительные сооружения, отрезав доступ к перрону, чему, кстати, совсем не обрадовались хозяева гаражей, которые ходят к ним по мостовому переходу над путями. Теперь добраться до мостика можно только пройдя через сам вокзал.
Все требования правительства должны выполняться неукоснительно. Если администрация объекта, уязвимого в террористическом отношении, проигнорирует хотя бы один пункт - например, не повесит информационные стенды с антитеррористическими требованиями, предприятие будет подвергнуто колоссальным штрафам, исчисляемым сотнями МРП.
Между тем, администрация вокзала уже столкнулась с трудностями, возникающими при досмотре, которые вызваны недоработками в законе. Дело в том, что процедура проверки пассажиров прописана только в специальном постановлении правительства, а в технологические процессы работы вокзалов соответствующие изменения пока не внесены. Чтобы было понятнее, рассмотрим на примере аэропортов. В технологических процессах их работы прописана процедура досмотра, именно поэтому авиапассажир должен явиться в аэропорт за полтора часа до вылета. Но человек, уезжающий на поезде, по закону может прийти за пять минут до его отправления, так как досмотр пока не включен в работу вокзалов, и при этом пассажир имеет право провозить в вагоне множество предметов, на которые реагируют металлоискатели - ложки, вилки, ножи. А на то, чтобы провести тщательный досмотр одного человека - расчехлить его сумки, убедиться, что ничего запрещенного он не везет, - уходит не меньше пяти-семи минут. При этом на каждом поезде в среднем отбывают до полутора тысяч человек, и все они имеют право прийти впритык к отбытию. Таким образом, проверяющим просто не хватит времени на то, чтобы досмотреть всех, как это положено делать при оранжевом и красном уровне террористической угрозы. Это уже подтверждено на практике: когда красный уровень был объявлен в Актобе, по требованию КНБ, на павлодарском вокзале стали проверять всех без исключения, и возле здания тут же образовалась «пробка» - на крыльце толпились примерно сто пятьдесят человек.
Вероятно, со временем, когда система досмотра на вокзалах начнет работать повсеместно, этот вопрос будет решен положительно, и в технологические процессы работы этих объектов будут внесены изменения. А пока выборочная проверка пассажиров - единственный возможный путь.