На разный лад

Звон колоколов может быть торжественным, печальным, тревожным, радостным. Чтобы призвать к богослужению, оповестить о трагическом или же наоборот счастливом событии лишь колокольными голосами, у каждого звонаря есть своя техника и излюбленные приемы, пишет "Версия".

Звонарь православного храма имени Архангела Михаила Артем Гуринович сразу предупреждает - в колокольню попасть не просто: нужно будет подняться по пожарной лестнице, так как здание новое, и другой лестницы еще нет. И это оказалось не главной трудностью - зимой здесь очень холодно, продувает ледяной ветер. Но Артему не привыкать - он звонарь с четырнадцати лет. Раньше в его распоряжении были колокола Благовещенского собора, но когда закончили строительство нового храма, парню определили послушание быть звонарем в нем.

Артем предлагает мне попробовать позвонить в колокола. Это оказывается физически не сложно: к языку каждого колокола привязана крепкая веревка, некоторые управляются специальными педалями. В разы сложнее создать мелодию, а не просто хаотичный перезвон.

- В католических или протестантских церквях колокола устроены по-другому, - рассказывает звонарь, - колокол должен раскачиваться или вращаться. У нас же звон осуществляется раскачкой языка, а сам колокол неподвижен.

Раньше на Руси любое событие освещалось колокольным звоном, будь то пожар, нападение врага или же радостное известие - приезд важных гостей. По звону колоколов можно различить по какому поводу он подается. Недаром звук, издаваемый каждым колоколом, называют его голосом.

В четырехстворчатой звоннице православного храма имени Архангела Михаила размещены одиннадцать колоколов, включая два благовеста, подзвонники и зазвонники. Они отличаются по весу: четыре больших колокола весят 820, 450, 250 и 140 килограммов. Привезли их из Подмосковья. На колоколах изображены иконы особо почитаемых святых, а также выгравированы памятные надписи.

- Звон разделяется на два основных вида, - продолжает Артем, - Благовест - мерные одиночные удары, и собственно сам трезвон - звон во все колокола. Каждый благовест заканчивается трезвоном. Благовест призывает к богослужению, трезвон подразделяется на праздничный, будничный, погребальный. В будние дни Великого Поста трезвоны не совершаются. На вечерние службы звучит только благовест - 40 ударов в постовой благовестник, созывающий верующих на богослужение. По окончании богослужения звона не бывает. При открытии храма я звонил в колокола. Колокольным звоном сопровождается венчание. Им встречают и архиереев. У каждого колокола - и большого и самого маленького - есть свой тембр, нужно уметь его правильно использовать.

Как считают православные, сам по себе колокол является символом архангельской трубы, воспевающей величие Божие, побуждающей к бодрствованию духа, к непрестанной молитве. В русских летописях впервые колокола упоминаются в 988 году. Раньше, когда отливали очень большой колокол, а это, как правило, приходилось делать в публичных местах, такой ответственный заказ пытались всячески скрыть от разного рода зевак и любопытных, которые могли помешать работе. Для этих целей литейные мастера запускали разного рода страшные слухи и дикие басни, чтобы создать шумиху и отвлечь внимание обывателя от литья колокола. Отсюда пошла поговорка: когда хотят сказать, что человек сильно врет, говорят - заливает. А также выражение «вести-то пустили, да колокола не отлили».

При советской власти храмы грабили и закрывали, а колокола сбрасывали и уничтожали или переплавляли. Одним из первых советских декретов был запрещен набатный звон, чтобы исключить возможность призыва к выступлениям против большевиков. В 30-х годах колокольный звон полностью запретили. И только с распадом СССР началось возрождение православных традиций колокольного звона.

- Специальных школ для звонарей у нас нет, - говорит Артем. - В России есть, но я там не обучался. Я с детства посещал воскресную школу в Благовещенском соборе. Позднее позвали помогать в алтаре при богослужениях. Тогда же мне и показали, как нужно обращаться с колоколами. Закончил я и музыкальную школу. Но сразу скажу - для звонаря это совсем необязательно. Больше наличия слуха ему важно иметь чувство ритма, и, конечно же, желание быть звонарем. Некоторые считают это послушание чем-то вроде хобби, другие посвящают этому жизнь - лично у меня есть официальная работа вне храма. Есть среди звонарей подражатели: те, кто слушает, записывает колокольные звоны, а потом пытается их в точности воспроизвести. Кто-то собирает и хранит записи колокольных звонов для личной коллекции, чтобы слушать при желании.

Кстати, для звонаря нет жестких требований. Это послушание могут выполнять как мужчина, так и женщина. Возрастных ограничений тоже не имеется. На звучание колоколов влияет не только мастерство звонаря, но и металл, из которого они сделаны.

- Колокола в новом храме вылиты из бронзы, в Благовещенском соборе - из другого металла, - сообщает звонарь. - Там их и меньше - девять - по числу ангельских ликов.

Самый большой колокол Благовещенского собора весит 1024 килограмма, самый маленький - четыре килограмма.

- Если сравнивать, то колокола из бронзы кажутся мне звонче, - признается Артем. - К слову, любой православный христианин во время пасхальной седмицы (недели - авт.) может подняться на колокольню, позвонить в колокола. Но предварительно нужно получить благословление от священника. По уставу, в это время положен непрерывный звон от начала Божественной литургии до вечернего богослужения, чтобы пасхальная радость разделилась между всеми людьми.

Поделиться
+1