Жители села Павлодарского в смятении - люди уверяют, что чиновники намеренно держат их в неведении, толком не отвечая на вопрос, станет ли их село райцентром Павлодарского района, потеряв статус пригородного населенного пункта, пишет "Версия".
Центром Павлодарского района в настоящий момент является сам Павлодар - в городе расположен районный акимат, все административные структуры, а также районная поликлиника. Однако в ноябре прошлого года аким Павлодарского района Александр Бабенко в ходе брифинга сообщил журналистам, что перспектива создания райцентра рассматривается, и в качестве наиболее подходящего для этих целей населенного пункта он назвал село Павлодарское. В настоящий момент оно находится в городском подчинении. Местные жители имеют городскую прописку, хоть и живут в пригороде, к ним ходит 44-ый автобус, они стоят в общей очереди на жилье, строящееся в Павлодаре, и имеют ряд других привилегий, недоступных другим сельчанам.
Хотя Александр Бабенко отметил в ходе ноябрьского брифинга, что вопрос создания райцентра в одном из сел пока только рассматривается, жители Павлодарского, которое он обозначил в качестве одного из фаворитов, естественно, запаниковали. Этот факт стал очевиден во время одной из отчетных встреч акима Павлодара Нуржана Ашимбетова, которую он провел в пригородном селе. Местные засыпали градоначальника вопросами - как будет ходить транспорт, что будет с очередью на жилье, смогут ли здешние инвалиды пользоваться услугами инватакси, как повлияет смена прописки с городской на сельскую для тех, кто работает в городе. Нуржан Кемерович постарался ответить на все, при этом заявив жителям, что городской автобус будет обслуживать их и дальше, а из очереди никого не исключат. Причем говорил он так, что у многих людей сложилось мнение - вопрос об исключении их из городского подчинения уже решен. И уже тогда было понятно, что поверхностных разъяснений местным недостаточно.
Вскоре появились новости о том, что жители села, не удовлетворившись заверениями акима о том, что их мнение обязательно будет учитываться при решении вопроса, начали самостоятельный сбор подписей против их отсоединения от города. Из Павлодарского стали поступать тревожные сообщения - народ, которому, по-прежнему, никто ничего толком не объясняет, негодует, бурлит, и все это рискует вылиться в серьезный и весьма неприятный скандал.
Аким села Ирина Фогель, которая, в силу своих обязанностей, должна бы успокоить людей, буквально на днях отправилась на пенсию. Впрочем, многие идут со своими вопросами не в акимат, а к предыдущему руководителю - Валентине Забегалиной, которая в течение 16 лет непрерывно возглавляла Павлодарское, еще в советские годы была председателем сельсовета, затем главой местной администрации, позже - акимом села, и по сей день держит руку на пульсе. Валентина Сергеевна рассказала, что с местными жителями не только не проводят каких-то разъяснительных встреч по поводу напугавших их перемен, а наоборот - нагнетают обстановку. В частности, подписные листы, которые лежали в нескольких магазинах села, по ее словам и по словам множества других свидетелей, были изъяты.
- Забирали списки, грозили, полиция была, - рассказывает Валентина Сергеевна. - Я лично звонила в РОВД, звонила на 102, и списки нам вернули после моего обращения. Мы отправили 1 543 подписи в Астану, на имя премьер-министра Бакытжана Сагинтаева. Еще 122 подписи отправили акиму города, акиму области - этот сбор был только по поводу сохранения автобусного маршрута, а не самого создания райцентра. Сейчас в общей сложности собраны 2 250 подписей против исключения села из городского подчинения. Если учесть, что в Павлодарском живут 6 200 человек, тридцать процентов из которых - дети, понятно, что подавляющее большинство против. Аким области сказал, что этот вопрос не скоропостижный, его будут обсуждать и учитывать при этом мнение людей. Сейчас мы можем точно сказать, что люди против.
По словам местных жителей, о сельских сходах, которые проводились в последнее время, должным образом людей не оповещали. Они привели такой пример - в девять утра, когда все работающие в городе жители села - а таких очень много - уже уехали на работу, в магазинах, которые являются чем-то вроде точек притяжения, появляется объявление о том, что в три часа дня, когда никто еще, естественно, не успеет вернуться домой, состоится собрание. А порой оно проводилось и вовсе без всякого оповещения, и участвовали в нем только лояльные акиму люди, как уверяют жители Павлодарского. Они же сообщают, что даже те, кто посмел задать вопросы акиму города во время его отчетной встречи, в последующем якобы подверглись репрессиям. А учителей, врачей и воспитателей кто-то успел припугнуть, что они лишатся сельской надбавки к зарплате, которую стабильно получают, если не согласятся уйти из городского подчинения. Конечно, это все только усугубляет ситуацию. Возможно, городское и областное руководство не знает о том, что происходит в этом селе, между тем, обратить внимание на Павлодарское следует - социальная напряженность здесь очевидна. Чтобы понять это, нужно всего лишь поговорить с людьми. Что мы и сделали.
- Аким области на отчете сказал, что это вопрос не одного дня, что это все еще будет решаться, но у нас по селу слухи идут, что за нас все уже решено, - говорит местная жительница Баян Айгазинова. - Мы хотим знать ответ на вопрос - все решено уже без нас или нет? Мы должны быть в курсе, народ должен быть в курсе, не надо за нас решать. На словах у всех акимов - все у вас будет хорошо, когда вас сделают райцентром, но если так, дайте конкретные ответы на конкретные вопросы, которые задают жители села. Что будет с нами тогда, когда мы будем в этом статусе? Мы не хотим никакой смены статуса, мы против, все село практически. Если надо будет, как положено, возьмем разрешение за подписью акима города и пойдем на санкционированный митинг, все пойдем, всем селом. От учебы, от работы отпросимся и пойдем.
- Я ходила, сама собирала подписи, и ни один человек мне не сказал, что хочет уйти в район, - говорит другая жительница села, пенсионерка Зоя Тимофеевна Кутузова. - У нас все взрослое население работает в городе, утром все автобусы, которые идут в Павлодар, набиты битком. В садики, школы, училища, на работу - постоянно едут люди. Если нас сделают районом, у нас будут ходить три автобуса, как в Черноярку. И доставлять будут только до павлодарского вокзала. Нам обещают, что пустят маршрутки и автобусы, но они сегодня нас повезут за сто тенге, а завтра сделают триста. У нас очень много пенсионеров. Я тридцать лет проработала агрономом, а от государства получила большой кукиш - у меня минимальная пенсия, пусть кто-нибудь попробует на нее прожить, если сможет. Единственная льгота, которая у меня есть - льготный проезд, но разве он сохранится, если будет ходить не городской автобус, а пригородный? Мы живем с огорода, продаем выращенное в городе, а если за проезд платить придется больше, мы не потянем такие расходы, возить на продажу ничего не сможем и положим зубы на полку. А дети наши? Английский учат они в городе, спортивные секции посещают в городе. Хорошо, если вы действительно хотите селу помочь, сделать его настоящим районным центром, пожалуйста, для начала постройте больницу, проведите водопровод, отопление. Эти обещания про то, как хорошо нам будет, это все сказки, иначе, почему бы акимам не приехать и не рассказать все подробно, не ответить на наши вопросы? Им просто сказать нечего, потому что это все пустые мечтания. Мы уже не один десяток лет горожане. У нас адрес: город Павлодар, село Павлодарское. Двадцать пять лет назад я покупала здесь дом. Я покупала его в городе. С тем расчетом, что Павлодар будет расширяться, и когда-то мы станем его микрорайоном. А теперь что? Так я могла тогда в Мичурино, в Сычевке купить дом в четыре раза дешевле, но я рассчитывала, что буду городским жителем, приобретая жилье здесь. Почему вокруг Астаны все пригородные села присовокупляют к столице, а у нас наоборот? Все хотят быть городскими жителями, а мы что село идиотов, и хотим быть деревней?
- Я сама передавала село в город, я здесь каждый колышек знаю, - рассказывает Валентина Забегалина. - И первое, что мы сделали тогда - добились, чтобы в Павлодарское ходил 44-ый автобус. Аким города на отчетной встрече сказал, что городской автобус будет возить нас и дальше, если нас исключат из города, но на наше коллективное обращение начальник городского отдела ЖКХ Зкрия Султангазинов ответил, что маршрут будет ходить только до тех пор, пока мы относимся к городу. А если нас исключат из подчинения, организатором перевозок уже будет Павлодарский район. Городской автобус ходить к нам не сможет, таков закон. Это уже будет пригородный, рейсовый автобус, и расценки будут совсем иными, как и расписание. В Зарю люди пешком ходят, потому что район каждый год проводит тендер, но в нем никто не принимает участия. А где гарантия, что найдутся желающие нас обслуживать? И как нам могут предоставить какие-то льготы, ведь тогда и жители других сел района тоже скажут - тогда и нам сбавьте цену.
- Что касается очереди на квартиры, аким тоже ответил, что свои места люди не потеряют, - продолжает Валентина Сергеевна, - он сказал это во время отчетной встречи, при всех, но когда люди пошли узнавать в отдел, который курирует этот вопрос, им однозначно ответили - как только вы станете сельскими жителями, вас сразу же из очереди уберут. А кто их поставит в очередь на городские квартиры, если они живут в Павлодарском районе? Когда я работала, и село еще не было в составе города, мне говорили - ставьте на очередь людей. Меня ругали, я выговоры получала, но не соглашалась, а как мне ставить, если ничего в селе не строят? Чтобы они бессмысленно приходили, отмечались у меня каждый год? Я добилась того, чтобы они стояли в очереди в городе, потому что у всех у нас - городская прописка. Все акты на землю, все документы нам нужно будет менять, если село сделают райцентром - вопросов у нас очень много. Когда я была на приеме у Александра Бабенко, мой первый вопрос, когда я зашла к нему: чья это была идея - ваша или Фогель? Он молчит. Ответить не может.
- Что мы будем иметь? Какие у нас перспективы? Что нас ждет? Нам ведь никто ничего не объясняет, мы живем в неведении, - говорит жительница села Елена. - Может, там все уже решили, а нас никто даже не спросит. Разъясните нам, пожалуйста, мы об этом просим. Если хотят сделать райцентр, пускай делают в Мичурино, в Черноярке, в Сычевке, в Григорьевке. Почему хотят именно к нам? Мы живем под городом, всего несколько километров между нами, и мы себя считаем горожанами, так почему не выбрать для этих целей другое село, а нас оставить в покое? Мы не хотим ничего менять.
- Да что они дурью, что ли, там мучаются? Нельзя же так, - возмущается пенсионерка Нина Сергеевна Кузнецова, которая в числе первоцелинников приехала в Павлодарское в 50-х годах прошлого века. - Мы все против этих перемен. Я приехала сюда, здесь тогда ничего не было, стояли четыре дома, вся история перед моими глазами прошла. И к чему мы приходим?
- Мы боимся говорить об этом, все напряженно, нам рот затыкают, - признается другая жительница Павлодарского Наталья. - Мы шушукаемся по углам. И мы не знаем, почему к нам такое отношение.
Можно было бы подумать, что жители Павлодарского несколько сгущают краски, рассказывая о том, что они подвергаются неким гонениям, если бы в самый разгар беседы с ними к нам не подъехали полицейские на своем служебном автомобиле. Разговор с сельчанами происходил на конечной остановке 44-го маршрута, и в нем принимали участие примерно 12-15 человек. Полицейские стали строго спрашивать автора этих строк, что за «собрание» я провожу с жителями, и кто конкретно из сельчан «меня вызвал». На мой вопрос, в чем, собственно проблема, почему люди не могут постоять и поговорить друг с другом, стражи порядка не ответили. Сказав, что им нужно будет отчитаться о факте моего разговора с местными жителями, они записали мое имя и телефон, после чего уехали.
Получить ответы на многочисленные вопросы людей и даже на один самый главный - быть райцентру в Павлодарском или нет, что удивительно, не удалось и «Версии». В пресс-службе городского акимата, куда редакция обратилась с просьбой организовать интервью с ответственным лицом, нас переадресовали все к тому же Александру Бабенко, отметив, что идея создания райцентра в Павлодарском принадлежит именно ему, и отвечать по всем пунктам тоже должен он. Но Александр Витальевич, в свою очередь, отказался от интервью, в очередной раз повторив, что никакого конкретного решения пока не принято, но когда это случится, он с удовольствием все разъяснит. На сообщение о том, что жители Павлодарского находятся в смятении и не знают, как быть, он ответил, что это село не находится в его подчинении, и он об этом ничего не знает.
Напрашивается вопрос - зачем вообще нужно было заранее будоражить людей, объявлять о каких-то гипотетических планах, которые, как выясняется, вилами на воде писаны, называя при этом конкретное село, если никто пока не готов конструктивно разговаривать с его населением? Неужели шесть тысяч человек так и будут неизвестно сколько времени оставаться в неведении относительно своего будущего, и в многочисленных акиматах не найдется никого, кто не побоится с ними поговорить? В любом случае, они имеют право высказаться - пускай на наших страницах, если больше никто их слушать не желает.