Подешевел и "похудел" известный павлодарский хлеб

По Павлодару 21 февраля разнеслась «благая весть» – на 5 тенге подешевел формовой хлеб «Тау-нан», который всегда пользовался особым спросом у покупателей. Однако оказалось, что крупнейший хлебобулочный комбинат, снизив цену, снизил и вес булки. И таким способом пытается выжить, пишет "Наша жизнь".

На фоне новостей о повышении цены на хлеб по стране Павлодарская область выглядит благополучней некуда. Цены стабильны несколько лет, колеблются от 60 до 80 тенге за единицу формового. В среднем 65 тенге в магазинах стоит продукция от небольших пекарен, и только крупнейший в регионе производитель хлебобулочных изделий – ТОО «ПХБК» – стоял особняком. Дело в том, что в июне прошлого года он до 75 тенге повысил отпускную цену на популярную марку формового «Тау-нан». А теперь на пять тенге снизил. «Наверное, хорошо живет предприятие, денег хватает и нам цену не накручивает», – решили покупатели.

Однако все иначе и прозаичнее. Руководитель предприятия Виталий Сартаков поясняет: чтобы стать конкурентоспособнее, действительно снизили цену, но вместе с тем «отрезали» 50 граммов от буханки.
– Сделано это для того, чтобы выровнять экономическую ситуацию на нашем предприятии, поскольку несли убытки, выпуская хлеб с большим весом и большей ценой. В последнее время мы теряли покупателей – на полторы тонны в сутки упала реализация. Не скажу, что только из-за того, что они ушли к другим пекарням. Роль сыграло и снижение потребления хлеба, которое не понятно, с чем связано, но является общей тенденцией рынка в Павлодаре. Теперь нам удается получить дополнительную прибыль, мы даже хотим повысить заработную плату работникам», – говорит директор Виталий Сартаков.

Теперь когда-то богатому предприятию-гегемону радоваться и таким успехам. Условия рыночные, конкуренция в лице небольших пекарен растет. Но и это не мешало бы полноценному развития, считают на хлебозаводе. Если бы не официально введенная программа по сдерживанию цены и формированию явления «социального» хлеба. И желание акиматов во что бы то ни стало продемонстрировать достижения на этом фронте. Имелись и механизмы – поставки удешевленной муки, меморандумы между пекарнями, местными исполнительными органами, мельницами. А иногда – и административные ресурсы. Если цену удавалось сдержать или даже снизить, акиматы считали это большим достижением, не замечая, что рост «на все» приглушил у народа страх перед подорожанием хлеба. За последние годы ТОО «ПХБК», являясь участником программы, несколько раз пытался повысить цену, апеллируя к законам рынка и указывая на убытки. В ответ – душеспасительные беседы в больших кабинетах, публичные порки. Иногда цену возвращали на следующий день после повышения. Удалось существенно повысить цену только в 2016 года, после отмены механизм формирования социальной цены. Здесь говорили, что адекватная цена за булку хлеба составляет не менее 100 тенге, и ее применение поможет расцвести хлебобулочному бизнесу.

За конкурентом не потянулись маленькие предприятия, расходы которых не так велики. Возможно, посчитали, что лучше синица в руке, чем журавль в небе, и лучше «не высовываться». Кажется, покупатель проголосовал рублем. Сейчас ТОО «ПХБК» производит всего 9 тонн хлеба в сутки. О прежнем. 20-процентном охвате рынка здесь не мечтают.

– Вот эта программа удешевления хлеба погубила отрасль, – заключает Виталий Сартаков.

В акимате города Павлодара и раньше уверяли: и без всяких ограничений здоровая конкуренция отобьет желание продукцию делать дороже. И, когда полгода назад «ПХБК» совершил своеобразный демарш, ставили на то, что завод проиграет. 

Поделиться
+1