Работу павлодарского общественного транспорта вновь будут изучать и анализировать - на этот раз этим займется Европейский банк реконструкции и развития, пишет "Версия".
В ходе одного из своих недавних годовых отчетов аким города Нуржан Ашимбетов упомянул, что эта инвестиционная финансовая организация, которая, в рамках подписанного договора, должна помочь «Трамвайному управлению» с обновлением подвижного состава, планирует также изучить движение всего общественного транспорта в нашем городе и дать некие рекомендации по его улучшению. Между тем, некоторое время назад примерно такой же работой в Павлодаре занимался по заказу акимата, алматинский НИИ транспорта и коммуникаций. По рекомендации этого института, в январе 2016 года было изменено движение десяти маршрутов, по которым курсируют автобусы малого класса - привычные всем маршрутки. Тогда алматинским специалистам заплатили серьезные деньги и получили от них целый список советов по оптимизации внутригородской маршрутной сети. И вот теперь выясняется, что пассажирские перевозки в Павлодаре вновь будут подробно изучать.
Как рассказал «Версии» заведующий сектором транспорта городского отдела ЖКХ Марат Асылбеков, на этот раз акимат за помощью не обращался - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) сам решил проанализировать ситуацию с общественным транспортом нашего города, причем, за свои деньги.
- Мы связываем большие надежды с тем, что они будут заниматься изучением транспортной логистики города, - отметил Марат Жумашевич. - Специалисты планируют работать не спеша - в течение двух лет, после чего они дадут нам свои рекомендации. Но это не значит, что мы должны будем строго им следовать, нет, так как они несут рекомендательный характер, мы можем их выполнить частично, и в какой-то части их изменить. Мы ведь не все рекомендации выполняли, какие дал нам алматинский институт. Средства городского или областного бюджета не выделяются - банк реконструкции и развития проведет эту работу за свой счет, они выделили отдельные средства на изучение работы общественного транспорта Павлодара. Основная задача ЕБРР - модернизация «Трамвайного управления», в частности - приобретение 25 новых трамваев, модернизация тридцати вагонов устаревшего образца, а также обновление путевого хозяйства и контактных сетей - вся эта работа будет проводиться уже в этом году. Новый трамвай ведь не поставишь на старые рельсы, иначе через какое-то время он придет в негодность, мы его просто разобьем об эти старые рельсы. Все это взаимосвязано. Банк выделяет средства на то, чтобы развить «Трамвайное управление», ведь, скажем, в Алматы трамваев уже нет, в Усть-Каменогорске были четыре маршрута, но и они практически уже закрыты, еще два маршрута остались в Темиртау, но они не обслуживают город, а только рудник. А у нас, в Павлодаре, 39,6 % от общего количества пассажиров обслуживают трамваи внутри города.
По словам Марата Жумашевича, ЕБРР стремится изучить всю транспортную логистику города, а не только работу «Трамвайного управления», так как, по рекомендации того самого алматинского НИИ, главными видами общественного транспорта в Павлодаре концептуально определены автобусы большого класса и трамваи, а маршруткам при этом отведена роль вспомогательного. Этот тандем - совместную работу автобусов и трамваев - и хочет изучить Европейский банк с целью ее улучшения.
- Эта задача была поставлена не нами, а самим банком, - продолжил Марат Асылбеков. - Мы, со своей стороны, только предоставим им информацию о том, какую работу уже провели. Когда мы оптимизировали маршрутную сеть, по рекомендациям алматинского института, главной нашей задачей было перевести микроавтобусные маршруты на малый класс из особо малого. Чтобы было понятно, особо малый класс - это микроавтобусы, в которых предусмотрены только сидячие места, стоя в них можно ехать, только встав на ступеньку, либо согнувшись. А в автобусах малого класса есть места как для сидящих, так и для стоящих пассажиров. Всего лишь за один год мы убрали с улиц 349 машин особо малого класса - ни одной «Газели» не осталось. И когда представители ЕБРР увидели это, они сказали, что не знают ни одного другого города не только в Казахстане, но и в ближайшем зарубежье, где бы такую программу выполнили в течение одного года. Они были поражены, отметили - ту работу, которую мы проводим в первую очередь, вы уже сделали.
Ожидается, что ЕБРР, по итогам своей работы, внесет также некоторые предложения по введению системы единого электронного билетирования в павлодарском транспорте, о необходимости внедрения которого в акимате говорят уже давно.
- Мы не торопимся, рассматриваем различные варианты, - сказал Марат Асылбеков. - Нами еще не до конца изучена алматинская система, а также астанинская, которая более приемлема для людей, так как не предполагает полностью безналичного расчета - 5-7 % от общего числа остаются наличным - для приезжих, чтобы им не приходилось покупать специальные карточки. В этом вопросе, самое главное, не должно быть никакого насилия, мол, мы решили, поэтому вы, пассажиры, выполняйте. Наоборот, эта система должна преподноситься таким образом, чтобы люди сами выбрали для себя наиболее экономную систему расчета. ЕББР разрабатывал такую же систему для западных стран, и там она основана на бонусах. У них тоже есть наличный расчет, но он обходится дороже. Допустим, одна поездка стоит 1 евро наличными, а если по карточке - 80 центов, плюс бонусы, как у нас в такси, к примеру, седьмая поездка - бесплатная. Покупая карточки, пассажиры уже авансируют предприятие - вы уже забросили деньги, оператор уже работает с ними, имеет возможность что-то покупать, развиваться. Но и у людей есть выбор - если мне не нужна карточка, я просто приобретаю одноразовый билет, отдаю его водителю, он проводит его через свой валидатор, и он уже учтен. Весь учет строго прозрачен.
С работой по внедрению электронного билетирования мы торопиться не будем - сроков никаких не определено, - отметил Марат Жумашевич. - Загонять перевозчиков и пассажиров в какие-то рамки, создавать ажиотаж никто не станет. Для начала нужно все изучить и сделать так, как будет удобно людям. Поэтому работа ЕБРР по изучению нашей транспортной системы и их последующие предложения - большая подмога нам. Мы не вкладываем ни копейки, а получаем развитие.