Активное движение судов по реке возобновится через две недели. Отметим, речное судоходство в стране как таковое сохранилось только в Павлодаре. В прошлом году местный речпорт увеличил перевозки на 43 процента, однако возможности еще далеки от тех, что дает Иртыш, передает Хабар.
Навигацию по традиции откроет легендарный буксир-толкач БТМ-636, который сами речники еще любя называют «Алма-Ата». Он совершит первый рейс вниз по течению реки до Омска и повезет свыше 6 тысяч тонн грузов. Для капитана БТМ-636 одного из самых опытных речников страны Анатолия Берестова - это уже 42-я навигация.
Анатолий Берестов, капитан-механик теплохода БТМ-636
- Развивать надо, команды, молодежь нужна. У нас сейчас видите, ни училища, ничего нет речного. Все может поменяться с появлением специальной госпрограммы развития речного судоходства. Пока же отрасль живет по своим законам. Но речники не опускают руки – только за минувший сезон они наполовину нарастили объемы и перевезли в Россию свыше 140 тысяч тонн грузов.
Тлеубек Нурсеитов, руководитель речного порта
- Для дальнейшего развития судоходства нам надо показать, что у нас есть водные маршруты. Есть большая заинтересованность с китайской стороны, чтобы доходить уже до Зайсана с Северного Ледовитого океана, чтобы с северного моря уже был проход до Китая. Главная проблема – гарантированные глубины. Казахстанская сторона регулярно чистит дно Иртыша до границы с Омской областью. А вот с российской стороны такой активности нет. Хотя они заинтересованы в увеличении поставок стройматериалов. Омичи никак не могут достучаться до министра транспорта России.
Виктор Назаров, губернатор Омской области
- Если это в рамках большого государства может быть не видно и не важно, но для нас, как приграничных территорий, мы понимаем, что исторически отсюда привозили щебень в Омскую область. У нас нет своих карьеров, поставки соли. Обратно шел лес и пиломатериалы. Благодаря приходу крупного иностранного инвестора в Павлодаре возродили судоремонтное дело. Уже отремонтированы полсотни теплоходов и барж.
Ардак Каиргельдин, руководитель отдела инспекции транспортного контроля по Павлодарской области
- Прибытие инвесторов и вложение капиталов непосредственно в сферу водного транспорта нас, конечно, все это радует. Это даст возможность дальнейшего развития, усовершенствования и естественно повышения безопасности. У другого инвестора, пришедшего на речной вокзал, проблем нет. Он вложил средства и успешно усовершенствовал инфраструктуру гавани. Но мечта всех павлодарцев - возродить пассажирское сообщение по реке - пока остается только мечтой.
Нуржамал Жусбекова, управляющий директор речного вокзала
- В Омск ходили ракеты, в Аксу ходили ракеты, хотелось бы естественно вернуть все это назад, чтобы у людей была возможность двигаться и по реке. Павлодарские речники уже доказали как важен для страны Иртыш, по которому минувшей осенью в первые в истории из Южной Кореи через Северный морской путь доставили многотонные реакторы для модернизации местного НПЗ. А это в два раза сократило затраты. И если у них появится своя госпрограмма и придет еще больше инвесторов, то Иртыш вновь станет привлекательной транспортной артерией.
Полную версию читайте на khabar.kz