Клуб любителей бездорожья «Путёвый» приглашает новых участников, любящих экстрим, трудности и полевые условия.
Текущий год члены внедорожного клуба называют между собой вторым дыханием. В прошлом году наступило некоторое затишье, даже несмотря на проведение «Павлодарской песочницы» - четвертого этапа Чемпионата Казахстана по трофи-рейдам. Свое существование клуб не прекращал, но чувствовалась нехватка свежих сил, идей и планов, которые и принесли в клуб новые участники. Команда вновь стала расти, а на традиционных выездах на природу по выходным, так называемых «покатушках», теперь еще веселее. На очередную такую прогулку «путёвые» пригласили и корреспондента «Версии», пообещав показать все прелести отсутствия привычного асфальтового покрытия.
Любимое место членов клуба для «покатушек» - луга около села Павлодарское: здесь есть песочный каньон, где можно знатно попылить, и огромные лужи, с застоявшейся водой, пахнущей болотом, и небольшая рощица, в тени которой можно разместиться на отдых. Но «путёвые» все же грустно вздыхают: на момент нашего выезда разлива еще не было, и грязи мало. Покататься и отдохнуть приехали семьями, с детьми разных возрастов. Некоторые жены вслед за мужьями готовятся покорять бездорожье и здесь набираются опыта. Упрямства водителям не занимать: они упорно карабкаются на джипах к вершине каньона. Не у всех получается с первого раза, и даже с пятого, но никто не сдается.
- Еще поднажми! Дай вправо! Там пройдешь! - то и дело зрители, оставшиеся внизу, криками и аплодисментами подбадривают и направляют водителей.
Побарахтавшись в песке, внедорожники окунаются в грязь. Меня приглашают покататься на «котлете» - так называют еще один вид не боящихся грязи автомобилей, собранных вручную. Как правило, за основу для «котлеты» берут импортный автомобиль, а цена такого «хэндмейда» часто соизмерима с ценой нового внедорожника. Трансформированный автомобиль предназначен для соревнований, но никак не для передвижения по дорогам общего пользования. Поэтому из города его везли на буксире. Зато на бездорожье «котлета» показала себя во всей красе. Ее авторы Борис Щербинин и Евгений Михайлов подмечают для себя нюансы, которые нужно доработать.
- Над созданием этого транспорта мы трудились около двух лет, - рассказывает Борис. - Все собрали сами, своими руками.
Новым людям здесь рады, встречают тепло, помогают освоиться. Есть даже те, кто считается активистом, не используя собственный транспорт. Участника клуба Вячеслава Каменских в коллективе зовут «наш оператор». Он успевает запечатлевать самые красивые кадры жизни «путёвых».
- Я - новичок, - говорит Вячеслав. - В клуб пришел в прошлом году, но не особо участвовал в его жизни. А сейчас, в основном, выступаю в роли видеооператора: снимаю и монтирую ролики, потом размещаю их в соцсетях и на YouTube.
- Я в конце 2014 года пришел в команду, - рассказывает другой участник «путёвых» Юрий Рафиков. - В какой-то мере, тоже новичок, есть те, кто в клубе с самого его основания. У меня работа, нервная, офисная, поэтому я целенаправленно искал подобный вид отдыха и ребят, с которыми можно отлично провести время. У меня и машины-то не было, когда я наткнулся на внедорожный клуб «Путёвый». Сначала общался с парнями на форуме, а потом уже надумал, купил автомобиль.
Для шашлыков и отдыха автолюбители находят небольшое скопление деревьев. Место идеальное - вокруг длинная протока, где можно испытать в очередной раз силу своего внедорожника. В компании «путёвых» царят смех и веселье: под треск разведенного для жарки шашлыков огня старые участники рассказывают новичкам о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться ранее, и вспоминают комичные ситуации, в которые, из-за своей тяги к приключениям, не раз попадали.
- В прошлом году вода по пойме разлилась, - вспоминает Юрий. - В одну сторону мы утром проехали, а обратно к вечеру собрались, а там все затопило, вода поднялась, кому-то по середину двери. Под водой лед. Как мы выбирались, не рассказать!
Транспорт перепачкан грязью, у кого больше, у кого меньше. Один из подъехавших к костру водителей, открывает двери салона авто, откуда выплескивается вода.
- Автомойщики крестятся и убегают при виде наших автомобилей, - смеется Борис.
- Если сразу не помоешь, потом уже грязь засыхает - тяжело, - говорит Юрий. - Сразу после «покатушек» едем «мыться».
«Путёвые» переключаются на бурное обсуждения автомоек: всем есть, чем поделиться. А опыт тут привыкли перенимать - на чужих ошибках учатся, своими делятся. Отличает ребят и готовность помогать другим, хоть своим, хоть чужим: в беде не оставят.
- Если где-то застрял, сообщаешь в общий чат, кто рядом, поможет вылезти, - рассказывает Василий Нуркеев. - Зимой случай у меня был. Во дворе девушка какая-то оставила свое авто, перегородив въезд. Я во двор не могу попасть, а у нее нет сигнализации. Как вызвать? Кто она? Написал ребятам в чат. Приехал Леонид, мы немного в сторону машину оттащили, освободили проезд. Я сам не раз, пока на джипе ездил, помогал застрявшим в сугробах водителям. Почему бы нет?
Иногда случаются у участников клуба путешествия и на дальние расстояния. В этом году планируют посетить международный внедорожный фестиваль в Киргизии, побывать на ралли-рейде по территории России «Шелковый путь». «Путёвые» и сами уже дважды проводили этапы казахстанского чемпионата по трофи-рейдам, организаторский опыт есть.
- В 2015 году всем участникам и зрителям очень понравилось, - говорит Василий. - И трасса была разнообразной: песок, вода, грязь, луг. Местный акимат обеспечил нам безопасность: присутствовали пожарная машина и скорая помощь. На второй год проводили мероприятие вблизи Кенжеколя. Немножко не организованно получилось, были недочеты, но все равно провели. В этом году, скорее всего, этапа не будет. Его, вроде, отдали в Шымкент, а зря. Мы бы с удовольствием снова взялись.
- Эх, вот в сторону Телецкого озера бы прокатиться, - мечтательно произносит один из основателей внедорожного клуба Николай Ермоленко, прозванный среди автолюбителей - «девять-один-один» - за отзывчивость и за его работу эвакуаторщиком, знакомый читателям «Версии» своими историями, случающимися на дорогах области. - Это 400 километров от Барнаула. Там, не доезжая до озера километров 150, есть деревня, названия я не запомнил. Был в том селе в качестве зрителя на одном из автофестивалей, ездил отдыхать. Шикарное место. Путь несложный: за день можно свободно добраться до Барнаула, за ним уже много кафешек, гостиниц, где можно передохнуть. Мы до Барнаула ехали полутора суток, так как останавливались на сон. Переночевали в городе. Дальше еще проще и интереснее. Сейчас вдоль трассы есть указатели туристических зон, знаменательных мест. Например, по пути мы побывали в деревне, где родился Шолохов. На сам фестиваль приехали две с лишним тысячи мотоциклистов, очень много было и любителей внедорожников. Самых разных музыкальных групп выступало более сорока.
У «путёвых» душа требует приключений - сидеть на месте они не могут. Говорят, идеи, энтузиазм и активность есть для поддержки джипперского движения в нашем городе, только спонсорской помощи не хватает.
- Ту же музыкальную аппаратуру приходится искать, арендовать, - сетуют участники клуба. - Без средств ничего не проведешь. Вкладываемся сами, кто на что горазд. Были бы спонсоры, эх, наделали бы мы веселья!
А еще мечтают автолюбители об искусственном автодроме, где бы можно было покататься в любое время.
- Такой сделать несложно, - размышляет Василий, - загнать технику, натолкать землю в холмы, нарыть рвы, вода попадет - вот и грязь. Прекрасное было бы место для нас.
Ближе ко Дню Победы джипперы, не желая оставаться в стороне от общего праздника, интересовались, как обратиться к организаторам, чтобы принять участие в автопробеге. И на параде дружной колонной проехались с красными флагами.
Закрытия и открытия сезона у «путёвых» нет оттого, что катаются они круглый год. И даже в холодное время года участники клуба не сидят на месте: выезжают на заснеженные луга, участвуют в зимних гонках.
- На мероприятиях и как судьи стоим на точках, помогаем, - рассказывает Василий. - Пока снега не очень много, хорошо кататься. Дома не засиживаемся. Приятно выезжать, когда снег только сошел, потому что за всю зиму соскучились по такой трассе: грязь, бездорожье. Когда разлив, очень много грязи, интересно. Едешь по воде наугад, не видно, где яма, где наоборот - островок. Застрял - команда помогает, вытаскивает.
«Покатушки» - лучшее средство для снятия стресса, считают собравшиеся автолюбители.
- Напсихуешься на работе, все кругом достанут, заводишь машину и уезжаешь на луга, - говорят участники клуба. - Застрянешь где-нибудь, лопатой намашешься, пока вылезешь - весь негатив выплескивается, и на душе легко. Думаешь, как же дома хорошо! Но бездорожье и автомобили - наша страсть. И к ним мы возвращаемся снова и снова.