Задуматься над тем, как поднять доходы учителей Казахстана, в ходе парламентских слушаний на тему "Состояние, проблемы и перспективы законодательного регулирования системы среднего образования" предложил правительству спикер Сената Парламента РК Касым-Жомарт Токаев, передает корреспондент Today.kz.
Депутат также предложил мотивировать педагогов премиями и государственными наградами.
"Сдерживающем фактором в развитии школьного образования остается низкий статус профессии учителя. Уровень зарплаты работников образования держится в числе самых низких – 66 процентов от среднереспубликанского. Правительству, исходя из экономических реалий, следует подумать, как поднять доходы учителя. Это тем более важно, поскольку успех школьной реформы главным образом лежит в стенах педагогических вузов. Высокопрофессиональный и мотивированный учитель – это гарантия успеха системы среднего образования. Нам следует более активно и широко мотивировать учителей госнаградами, премиями, пропагандировать их труд в СМИ. Без материальной и моральной мотивации мы не сможем поднять престиж учительской профессии. Пока же абитуриенты чаще всего выбирают педагогические профессии по принципу "куда легче поступить" – это не секрет, так как проходной балл на педагогические специальности значительно ниже, чем на многие другие", - сказал Токаев.
Спикер сената отметил, такая ситуация в будущем может привести к тому, что в составах преподавательского корпуса будут самые слабые выпускники школ.
В самой системе образования, по словам Токаева, остается много нерешенных вопросов, требующих обсуждения и поиска наиболее оптимальных путей их решения.
"В первую очередь это касается качества среднего образования. Обучение в школах по-прежнему ориентировано на получение формальных результатов. Реальные знания отходят на второй план. Не секрет, что в школах основной упор делается на успешную сдачу ЕНТ, особенно в выпускных классах. Процесс обучения направлен на получение хороших показателей для школы, от которых зависит ее рейтинг. Недавние события с присуждением образовательных грантов, вызвавшие недовольство родителей, показали необходимость срочных изменений субстантивного характера. Притчей во языцех стало низкое качество учебников. Учебные материалы постоянно обновляются, перевыпускаются, ввиду допущенных ранее ошибок. И это указывает на острую необходимость совершенствования процедуры экспертизы. Это вызывает справедливое возмущение у родителей и общественности. Последний случай с учебником русского языка вызвал широкую дискуссию в обществе", - добавил Токаев.
Он подчеркнул, что похожая ситуация складывается и по другим учебным материалам, а школы находятся в режиме постоянных, не особо результативных реформ.
Напомним, ранее спикер сената встретился с автором учебника по русскому языку для пятого и седьмого классов и побеседовал на тему вызвавших критику заданий.