Я сам обманываться рад…

a7ac07523c9ff37aa627fec19148bba94e0a8452

Павлодарские теологи и религиоведы провели серию профилактических встреч и выездных семинаров среди жителей региона, дабы уберечь их от влияния экстремистских и деструктивных религиозных организаций. Предупредить проще, чем исправлять последствия.

По информации депутата мажилиса парламента Казахстана МауленаАшимбаева, которую он озвучил в СМИ, в стране функционируют около тысячи религиозных учебных заведений, через которые ежегодно проходят примерно 30 тысяч детей. Среди таких центров имеются и довольно сомнительные. В конце года на рассмотрение парламента должны внести законопроект, позволяющий ужесточить ответственность за вовлечение несовершеннолетних в деятельность сомнительных религиозных структур. Однако в секты приходят не только молодые люди, их адептами нередко становятся и в зрелом возрасте. По данным, размещенным на сайте областного управления по делам религий, только с начала нынешнего года реабилитировано 1134 пострадавших от деятельности деструктивных религиозных течений казахстанца. Главный специалист врачебно-психологического салона «Личность», врач-психотерапевт Иван Левченко рассказывает, что движет такими людьми, и почему сложно избавить человека от сектозависимости.

- Причин попадания под влияние деструктивных религиозных групп несколько, - сообщает психотерапевт, - первая - это одиночество. В человеке заложено стремление быть причастным к чему-то большему, чем он сам. Ближайшая причастность - это семья. Имея семейные узы, человек получает внимание, одиночества не чувствует. Пусть и между близкими присутствуют некоторые ссоры, скандалы, все равно эти люди остаются в его зоне доверия, а если даже выходят из доверия, человек, тем не менее, чувствует себя приобщенным. Причастность в более широком понимании - это поселок, деревня, город, где я живу, моя страна, планета Земля. Высший уровень причастности - это духовность. Все секты паразитируют на психологических знаниях, руководители этих религиозных групп умеют управлять другими людьми. Им иногда достаточно увидеть человека, чтобы понять, что тот одинок. Жертву выдает язык тела. Есть арабская мудрость: «Язык лжив и изменчив, лишь глаза и руки честны и правдивы». Это действительно так: человек говорит так, как ему удобно сказать в этот момент, а тело выдает истинное отношение к сказанному. У одинокого человека - отрешенный взгляд, согбенность, внешний мир ему не интересен, а, значит, он уязвим.

- Вторая причина прихода в секту - состояние отчаяния, чувство безвыходности, тупика, возникшие от длительных бед или большой личной трагедии, - продолжает Иван Иванович. - Большая часть людей, поддавшихся влиянию деструктивных религиозных организаций, психически больны. Их мотивация внутренняя, глубинная, для внешнего мира не понятная. Такие люди фанатично включаются в идеологию любой секты и являются эталонами, на которые ориентируются одинокие, отчаявшиеся люди и начинают копировать поведение первых, формировать свою модель мира, наполненного какой-то идеей. Эта идея ложная, но сам вовлеченный в секту человек принимает ее за истину. Мы так устроены, что очень легко поддаемся на обман. Третья причина, перекликающаяся с предыдущими, - утрата смысла существования. Австрийский психиатр Виктор Франкл, после пребывания пленником в годы Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях Освенцим и Дахау, написал об этом книгу «Человек в поисках смысла». Он сделал вывод, что выжили не те, кто был сильнее физически или духовно, а те, у кого было ради чего выживать. Писатель подчеркивал в своей книге, что утратившему смысл нужно срочно его найти. Человеку, утратившему смысл жизни, сектанты преподносят новый.

- Почему человека так тяжело избавить от влияния сект?

- В секты приходят люди с хронической психологической усталостью, усталостью души, которые, наконец, обрели покой в плане терзаний в поисках смысла. У этих людей уже четко сложившаяся аргументация в пользу идей, предлагаемых сектой. Они получили нужное внимание и заботу, почувствовав свою полезность для кого-то. Первое, что может помочь человеку выйти из секты, это любовь. Влюбленный человек вдруг начинает видеть смысл жизни, то, ради кого и чего он может быть на этой земле, кому он может быть нужен. Любовь способна спасти игрозависимых, наркоманов, алкоголиков. Это - новая зависимость, заменяющая прошлую. Мир для влюбленных людей становится интересным.

- Чтобы вытащить человека из секты, нужно дать ему другой смысл жизни, для него привлекательный. А для этого нужно хорошо человека изучить, чтобы понимать, что ему может быть интересно. Самый лучший вариант - обратиться к психотерапевтам. Есть категория людей, которые уходят целиком и полностью в традиционные виды религии. Это - тоже зависимость, но не разрушительная, скорее, наоборот. Важно, чтобы духовный наставник был хороший. У меня был случай недавно, когда пациентка отказалась от лечения, потому что в него входили занятия йогой, а она - христианка, и духовник ей сказал, что йога в христианстве запрещена. Но есть и обратное мнение, что Иисус Христос занимался йогой, медитацией, посетил Индию.

Люди - существа социальные. Если внутри у человека - ощущение пустоты, то эту пустоту может заполнить все, что угодно. На вспаханной пашне, без посадки культурных растений, пробиваются сорняки. То же самое происходит и с нашей душой, подсознанием. Потребности во внимании, сопричастности, полезности кому-либо заставляют нас в стрессовых ситуациях искать их воплощение.

- Но есть секты, которые откровенно призывают к насилию, жестокости, убийствам. Почему человек начинает видеть смысл в подобном?

- Тут два варианта: в некоторых сектах изначально используют приманку, как тот сыр в мышеловке. А затем, пользуясь сформировавшимся доверием и потребностью в этих людях, человеку говорят - сделай это, это правильно. В экстремистских организациях, изначально призывающих к священной войне, приманкой служит та же добродетель: жертвуйте собой, избавьте землю от иноверцев-врагов, ради счастливого будущего. Личность лидера - альфа-самца, играет большую роль: он нужен людям, он четко знает, что ему делать. Обещается, что и вы можете стать такими. Идеалу стараются подражать.

- Считается, что чаще всего приверженцами деструктивных объединений становятся молодые люди, но ведь, на самом деле, это не так?

- Самые податливые подобному влиянию периоды - это юношество и старость. В юности человек - в поисках себя и смысла, ценностей. Он питает иллюзии по отношению ко многим вещам. В старости подступают ощущения заброшенности, забытости, одиночества. Нами управляют эмоции. Исходя из них, мы принимаем решения. Попав под влияние секты, человек меняется. Говорит о нем снова язык тела. По выражению глаз, позам, тону голоса можно прочитать истинное отношение к тому, что он говорит, и намерения человека. Немногие владеют знаниями в этой области, поэтому заподозрив неладное, лучше обратиться к специалисту-психотерапевту, - советует Иван Иванович.

Важно знать, что в рамках профилактики и борьбы с влиянием деструктивных религиозных организаций в июле текущего года в Казахстане запущены горячая линия (короткий телефонный номер - 114) и сайт www.114.kz. Здесь каждый может получить консультацию по вопросам, касающимся религиозной сферы. А при Центре анализа и развития межконфессиональных отношений Павлодара работает отдел по реабилитации жертв религиозного экстремизма, и также действует телефон доверия - 32-50-50. Не оставляйте своих близких в беде.

Поделиться
+1