Как учить павлодарских студентов рассказали специалисты из Германии, России и разных городов Казахстана

cb93be35984c06cab17a528b415a9722d7fb9eb2

Они прибыли в Павлодар на конференцию, посвященную теме дуального образования. Также на мероприятии присутствовали представители Министерства Казахстана, социальной защиты населения, Национальной палаты предпринимателей. Дуальное образование подразумевает сочетание изучения теории с периодами производственной деятельности. Будущий специалист, с одной стороны, получает базу знаний в профессиональной школе, а с другой - на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства навыки, так как в дальнейшем он получает здесь рабочее место. Такая система обучения применяется в вузах и колледжах области с 2012 года и признана самой эффективной в плане подготовки рабочих кадров. Но павлодарские предприниматели, особенно малого и среднего бизнеса, не очень-то стремятся предоставить студентам места для практики. Например, для учащихся специальностей: дизайнер, парикмахер, администратор гостиничного сервиса как раз нужны места в небольших фирмах.

- Система технического и профессионального образования представлена в Павлодарской области 50 колледжами, где обучается 20 675 человек, - рассказал заместитель акима Павлодарской области Мейрам Бегентаев. - Из них в 45 колледжах по 46 специальностям заключен договор с 441 предприятием. Подписаны меморандумы, в рамках которых предприятиями выделены гранты на общую сумму 16,8 миллионов тенге, 198 стипендий и 1348 оплачиваемых рабочих мест для прохождения профессиональной практики. Государственный образовательный заказ на подготовку кадров увеличен до 24% процентов. В рамках проекта «Серпін» в семи наших колледжах обучаются 502 человека из южных регионов страны.

Чиновник подчеркнул, что молодому специалисту важно устроиться на работу в первый год после окончания обучения. Статистика по трудоустроенным выпускникам колледжей гласит, что 73% бывших студентов нашли место для своей работы.

9ed3100795fc989b1da3b15576d37f7c06bc5cc3

- Мы решили копнуть глубже: из этого числа выяснить, кто реально работает, кто поступил на дальнейшее обучение в вуз, либо пошел в армию и так далее. То есть осуществляем замер эффективности, есть положительная динамика. Это делается для того, чтобы траектория обучения была нацелена на реальный сектор нашей экономики, - заключил Мейрам Мухаметрахимович.

Заместитель директора Департамента технического и профессионального образования Министерства образования и науки РК Галия Даулетова рассказала о грядущих изменениях в системе дуального обучения. Например, в скором времени будут введены доплаты наставникам, которые обучают студентов на производстве, в размере 23% от минимальной заработной платы, установленной на соответствующий год. Со следующего года в каждом регионе страны начнет функционировать центр профессиональных компетенций. По словам Галии Ногаевной, средний размер оплаты производственной практики на сегодня составляет от 20 тысяч тенге в месяц. Также она озвучила одну из актуальных проблем дуального обучения: студенты-первокурсники 15-16 лет не могут пройти производственную практику, так как не имеют право на допуск к опасным объектам.

- В Германии обучающиеся на предприятии застрахованы работодателем на таких же условиях, что и квалифицированные работники предприятия, - сообщила представитель Минобразования. - У нас есть предложение внести изменения в Трудовой кодекс РК в части оплаты и страхования студентов дуального обучения. В нем договор о прохождении практики по дуальному обучению приравнивается к трудовому договору. Конечно, риски есть: предприятие в таком случае может отказаться от дуального обучения, так как это несет для них дополнительные траты.

Решить эти вопросы, опираясь на опыт других стран, правительству и учебным заведениям еще предстоит.

- Мы тесно работаем с компаниями Казахстана, в том числе с Павлодарским нефтехимическим заводом, - рассказал ведущий специалист по внедрению стандарта дуального образования Группы Челябинского трубопрокатного завода Илья Репин.

На ЧТПЗ уже более семи лет внедряется философия предприятия под названием «белая металлургия», целью которой является повышение производительности труда, а для этого руководство завода приняло решение готовить специалистов для себя по системе дуального обучения.

- Эта форма образования обеспечивает непрерывную подготовку будущего специалиста, - продолжил спикер. - Мы ведем профориентационную работу со школьниками с пятого класса. Дальше они становятся студентами нашего колледжа, проходят подготовку в течение четырех лет, получая основную профессию и две-три смежных. У нас разработан пятилетний план потребности в кадрах. Мы уже сейчас понимаем, кто нам будет нужен и на какой вакансии через пять лет.

Также у предприятия есть подшефная воинская часть, где выпускникам, окончившим колледж, можно пройти армейскую службу. После демобилизации они трудоустраиваются на завод, и им помогают получать заочное образование в вузе. На территории предприятия построен образовательный центр на инвестиции как завода, так и государства. Программа «белой металлургии», обеспечивающая получение профобразования выпускникам школ, финансируется также - и государством, и ЧТПЗ. Четыре года обучения одного студента выливаются в сумму 720 тысяч рублей.

Участники конференции после дискуссий и докладов посетили производственные площадки АО «Алюминий Казахстана», АО «ТНК Казхром», ознакомились с базой Павлодарского колледжа цветной металлургии, Аксуского колледжа черной металлургии. Рекомендации, полученные в ходе мероприятия, будут учены при дальнейшем развитии сферы дуального обучения в Казахстане.

Поделиться
+1