На первый взгляд в зале областной библиотеки идут обычные занятия. Учитель объясняет ученикам, как нужно писать буквы. Но только в роли педагога незрячая женщина, а за столом взрослые люди. Не спеша они изучают азбуку Брайля, а затем и компьютерную грамотность.
Несмотря на и без того трудную жизнь, Мадина Абдыгазизова старается помочь слабовидящим. Проводит занятия и учится на библиотекаря. Женщина старается не замыкаться в своем темном мире и еще в 2014 году, получив индивидуальную программу реабилитации, встала в очередь на получение тифлокомплекса. Это специальный ноутбук с принтером, печатающим тексты символами Брайля. Мадина думала, раз есть такой вид господдержки инвалидов, то есть и сама техника. Однако инвалиду по зрению пришлось горько разочароваться:
- До восьми лет я различала цвета, видела солнышко, а потом окончательно потеряла зрение. Сначала удалили правый глаз, а спустя годы и левый. Глазных яблок у меня совсем нет, стоят протезы. Когда я встала в очередь, мне сообщили, что техника дорогая, и я ее получу по мере выделения средств. Каждый год необходимо было обновлять документы, а в этом году сказали сделать коррекцию. Компьютерный тифлокомплекс заменили на обыкновенный ноутбук. Очередь постоянно менялась. Вначале я была девятой, потом очередь сдвинулась на несколько десятков. Я обратилась в суд, судья высчитал мою очередь. Специалисты толком ничего не могли объяснить. Сама я купить тифлокомплекс не смогу, инвалидам кредиты не дают.
Суд Мадина проиграла, свою очередь так и не узнала. Женщина окончательно запуталась. Техника ей нужна, чтобы учиться.
- Многие инвалиды не могут получить ни смартфоны, ни ноутбуки. После того как я обратилась в суд, я обзвонила всех инвалидов по зрению и посоветовала узнать свою очередь. Многие уже перестали доверять чиновникам из городского акимата. Обещают все сделать, а на деле ничего, - добавила Мадина Абдыгазизова.
Выяснилось, в очереди за ноутбуками 167 инвалидов по зрению. В отделе занятости и соцпрограмм Павлодара заверили, что номер очереди зависит от даты получения индивидуальной программы реабилитации. Якобы перед Мадиной еще 41 человек. Тогда почему чиновники все время не могли назвать инвалиду точную очередь, непонятно.
- У нас 41 человек, у которых индивидуальная программа реабилитации с одиннадцатого года начиная, - сообщил Жанат Касымов, заведующий сектором по работе с инвалидами отдела занятости и соцпрограмм г. Павлодара. - Одиннадцатый, двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый год до того момента, когда программу разработали. У нее ИПР от октября 2014 года.
Таким образом, очередь за специальными ноутбуками продвигается черепашьими шагами. Справедливости ради надо отметить, помощь уязвимым слоям населения оказывается по многим программам. Но в случае с незрячими господдержка осталась на словах. Чиновники обновляют себе служебные автомобили, а инвалиды по зрению продолжают ждать своей очереди.