1,5 млн обращений от пациентов поступило в региональные call-центры при акиматах областей Казахстана в 2017 году. Об этом на международной конференции "Медицинское право в РК. Врачебные ошибки и ответственность: международный опыт" сообщила вице-министр здравоохранения РК Лязат Актаева.
"В 2017 году в Казахстане зарегистрировали 3 млн госпитализаций и 90 млн амбулаторно-поликлинических посещений. Врачи "скорой помощи" обслужили 8 млн вызовов. В процессе получения медпомощи у населения возникали жалобы, недопонимание. По итогам 2017 года в региональные call-центры (управлений здравоохранения. – Авт.) поступило 1,5 млн обращений. Около 50% обращений затронуло вопросы качества", – сообщила вице-министр.
По словам вице-министра, были и письменные обращения. Они поступали в Комитет охраны общественного здоровья, которое обладает правом не только проводить экспертизу, но и привлекать к административной ответственности.
"По итогам 2017 года было составлено 430 административных протоколов, привлечены к административной ответственности 299 физических лиц, 87 должностных лиц и 23 юридических лица. Общая сумма административных штрафов составила 8,9 млн тенге", – отметила Лязат Актаева.
По мнению председателя правления РОО "Казахстанский альянс медицинских организаций" Даулетхана Есимова, столь большое число обращений поступает в связи с новым Уголовным кодексом РК.
"В 2015 году был принят новый Уголовный кодекс, который ужесточил наказание за совершение врачебных ошибок. Это обстоятельство увеличило число обращений. В 2015 году в ЕРДР (согласно данным МВД РК. – Авт.) была зарегистрирована 691 жалоба, в 2016 году – 585 жалоб. В 2017 году число обращений снизилось до 467. Чаще всего жалобы поступали в адрес акушеров-гинекологов, анестезиологов, реаниматологов, хирургов и стоматологов", – сообщил Даулетхан Есимов.
По его словам, отсутствие в Казахстане хорошей медицинской экспертизы усугубляет положение врачей, попавших под критику пациентов.
"Проблема в том, что такие дела ведут следователи, которые не обладают специальным образованием, не разбираются в тонкостях медицины. Поэтому судить объективно о причинах инцидента они не могут", – пояснил Даулетхан Есимов.
Чтобы более наглядно продемонстрировать важность сказанного, он привёл пример.
"Больной лежит на операционном столе, у него стоит трубка, которая позволяет насыщать его лёгкие кислородом. Если анестезиолог пришёл и перекрыл трубку зажимом, то это преднамеренное причинение вреда. Если анестезиолог, например, вышел покурить, и трубка сместилась, приведя к смерти больного, – это халатность. Если же врач тщательно следил за пациентом, контролировал положение трубки, но больной всё равно умер, например, из-за непереносимости какого-то лекарства – это непреднамеренное нанесение вреда. Эти понятия нужно чётко разграничивать", – отметил председатель правления РОО "Казахстанский альянс медицинских организаций".
На семинаре профессор, юрист, вице-президент Всемирной ассоциации медицинского права (WAML) Вугар Мамедов высказал мнение, что наказывать врачей, допустивших ошибки, необходимо, ведь здоровье – одно из важнейших благ человека.
"Формы вины делятся на два типа: умысел и неосторожность. Умысел подразделяется на прямой и косвенный, неосторожность – на легкомыслие и небрежность. Я допускаю мысль о том, что подавляющее большинство медицинских случаев относится именно к последнему типу. Но даже в этом случае юридические системы должны реагировать. Когда возникают сомнения в этом вопросе, я всегда привожу пример: если вследствие неосторожности сотрудника банка из учреждения похитили деньги, будет ли он наказан? Конечно же! Так почему врач, посягнувший на здоровье, не должен нести ответственность?" – задался вопросом Вугар Мамедов.
29 января 2018 года министр здравоохранения РК Елжан Биртанов сказал, что наказывать врачей за врачебные ошибки нельзя, поскольку каждый имеет право на ошибку.
"За врачебную ошибку наказывать нельзя. Это наше твёрдое убеждение, поскольку врач имеет право ошибаться. Никогда достоверно, стопроцентно знать, какой диагноз, какое лечение, не представляется возможным. И практика многих стран, где развита система здравоохранения, направлена на выявление этих ошибок. Они декларируются, рассматриваются, принимаются меры для обучения персонала, но не как наказание", – заявил Елжан Биртанов.