Директора Павлодарского филиала ТОО «Кастинг» могут привлечь к уголовной ответственности

БЕЗ СЛОВ НА ВЕТЕР

a41fd062d33310c70a8fa44a5104d1e2dde73c08

Впервые в Павлодаре абсолютная вина за несчастный случай на производстве возложена на первого руководителя предприятия. Эту беспрецедентную практику в региональном управлении намерены сделать обыденной, чтобы положить конец систематическим нарушениям правил охраны безопасности труда на производствах.

Итак, независимая комиссия, расследовавшая несчастный случай на производстве, произошедший 8 марта, пришла к выводу, что директор Павлодарского филиала ТОО «Кастинг» Юрий Карман несет 100%-ную вину за происшествие, не обеспечив должным образом, цитирую акт специального расследования, «безопасные условия труда и безопасное производство работ». Причинами несчастного случая, по мнению членов комиссии, стали неудовлетворительная организация производства работ (отсутствие эффективного взаимодействия структурных подразделений) и нарушение правил безопасности и охраны труда (отсутствие контроля за неисправностью оборудования).

Все это вкупе привело к тому, что  8 марта, в международный женский день, сталевар плавильного участка ПФ ТОО «Кастинг» преподнес своей супруге крайне неприятный сюрприз – тяжелое увечье левой кисти руки. На конечность рабочего с 17-метровой высоты упала деталь мостового крана. И это большая удача, говорит главный государственный инспектор труда Павлодарской области, руководитель управления Аскар Капанов, поскольку окажись на месте падения крюковой подвески голова мужчины, а не его рука,  для семьи рабочего праздник превратился бы в похороны.

Конечно, беспрецедентное решение с огромными для всех участников процесса последствиями далось членам комиссии с трудом. Закон не ограничивает список лиц, которых можно признать ответственными за происшествие. Однако, во всей стране почти всегда ответственность (иногда по итогам возбужденных дел – уголовную) несут, в случае признания вины работодателя, рядовые сотрудники предприятия – мастера, начальники цехов, в крайнем случае, инженер по охране труда. И никогда виновным в происшествии не признавался первый руководитель, глава предприятия. Да, было, что в прошлом году за происшествие на Алюминиевом заводе председатель комиссии, государственный инспектор труда поставил вопрос о 100%-ной вине первого руководителя производства, но никто из членов комиссии его тогда не поддержал. Случай же с «Кастингом» поистине уникальный.

Здесь при подведении итогов эксперты также разошлись во мнениях, однако, на этот раз в равных долях. Государственный инспектор труда и представитель департамента Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК настаивали на признании абсолютной вины первого руководителя предприятия. Их оппоненты, также входившие в состав комиссии, начальник отдела ПФ ТОО «Кастинг» и уполномоченный представитель работников, с выводами комиссии были не согласны. Но при раскладе «2 на 2» заключение госинспектора по труду является решающим, - и в Павлодаре по итогам Акта специального расследования создан прецедент.

- На некоторых предприятиях систематически происходят несчастные случаи, - рассказывает главный государственный инспектор труда Аскар Капанов. – Такая систематичность, как правило, говорит о неправильно выстроенной системе труда, отсутствии контроля со стороны руководства. Таких предприятий у нас немного, но они есть, и в отношении их руководителей теперь будут приниматься подобные меры. На ПФ ТОО «Кастинг»  только за текущий год произошло три несчастных случая. Комиссия пришла к выводу, что существует проблема в системе охраны труда. Для этого потребовалось заключение независимой экспертизы, которая определила причины разрыва каната и неисправности концевого выключателя мостового крана. Причем, работодатель был оштрафован на 160 тысяч тенге за несвоевременное проведение экспертизы. Как выяснилось, за неделю до происшествия концевой выключатель крана уже ломался и электромонтеры предприятия его починили. Об этом есть соответствующая запись в журнале. Однако, в ходе проведения экспертизы выявились любопытные детали. К примеру, при вскрытии концевого выключателя оказалось, что все детали в нем запыленные. Почему электромонтеры не привели в порядок содержимое оборудования, и проверял ли кто-нибудь качество выполненной ими работы? Кроме того, срок службы грузоподъемного крана уж истек. В таких случаях предприятие обязано регулярно проводить независимое экспертное  обследование оборудования. Оказалось, что фирма, которая его проводила, имела доступ и лицензию на проведение экспертного обследования только механической части, однако сделало заключение и по электрической части крана. Возникает вопрос: почему это было допущено?

Конечно, можно было возложить вину на мастера или начальника цеха предприятия, но эти должностные лица не могут повлиять на систему охраны труда в целом. Управление труда считает, что в таких моментах всегда виновато руководство, и именно первый руководитель должен принимать меры по выстраиванию системы охраны труда, - уверен Аскар Капанов.

По словам главного государственного инспектора по труду Аскара Капанова, привлечь первого руководителя за несчастный случай на производстве зачастую сложно из-за того, что в уставной документации предприятия, трудовом договоре не прописана ответственность директора за несоблюдение правил безопасности охраны труда. В должностной инструкции директора ПФ ТОО «Кастинг» такие пункты нашлись.

Между тем, Акт специального расследования по инциденту на ТОО «Кастинг» еще могут обжаловать как сам работодатель, так и несогласные с выводами члены комиссии. Поэтому пока говорить о перспективах возбуждения уголовного дела рано. По закону, машинисту  (комиссия определила и его степень вины в произошедшем) и директору предприятия Юрию Карману, согласно ст.156 УК РК.ч.2. грозит штраф, исправительные работы либо арест до 75 суток с лишением права занимать определенные должности. Но дело даже не в этом, главное, есть прецедент.

Поделиться
+1