Пенсионерка Жамал Сутбаева с сыном, имеющим инвалидность, вот-вот может оказаться на улице. В ее дверь уже не раз стучали судебные приставы с требованием освободить трехкомнатную квартиру, которая когда-то принадлежала женщине. Жамал Жумажановна не скрывает, сама виновата - поверила в честность и бескорыстность человека, которого называла своим сыном, за то и поплатилась своим жильем.
- В 2005 году была ситуация, когда я не смогла оплатить электроэнергию. Произошел суд, квартиру арестовали, - рассказывает пенсионерка. - Было около ста тысяч тенге долга. Приехал мой старший сын, который сказал, что ему нужно оформить ипотеку, а также он намеревался выплатить этот долг. В банке ему предложили схему - записать кредит на друга, который платежеспособен, а для того переписать на него мою квартиру, чтобы она была залогом. Мол, он возьмет кредит для вас, а вы будете погашать. Я согласилась, нужно было сыну помочь, да и друг его, Вячеслав, казался надежным человеком.
С 2005 года по 2009 год сын Жамал Жумажановны платил ежемесячно по 600 долларов, отправляя деньги на счет Вячеслава, на которого оформили ипотеку. В 2009 году фирма, которой руководил сын пенсионерки, обанкротилась, за долги он продал квартиру, которую купил в Усть-Каменогорске, и приехал в Павлодар. В то время случается ряд тяжелых событий: мужчина развелся с женой, которая оставила ему детей, попал в аварию, лежал в больнице - было не до долгов.
- В 2013 году банк выставляет долг в три миллиона тенге - что не доплатили, - продолжает женщина. - Мы пытались продать эту квартиру, чтобы выплатить задолженность, а на остаток купить себе жилье попроще. Но начальник отдела проблемных кредитов в банке не соглашался на такой вариант. Всю переписку с ним мы вели. Все там знали, что это наш кредит. Вячеслав выдавал нам доверенность, что это наш кредит, и мы должны сами судиться с банком.
Однако в 2016 году в мае семья внезапно узнала, что Вячеслав продал их квартиру чужому человеку. Новый хозяин потребовал через суд у Сутбаевых съехать.
- Вячеслав нас не выселял, потому что знал, что при подписании договора купли-продажи передачи денег не было. В суде мы это пытались доказать, но в итоге проиграли, - говорит пенсионерка. - У нового владельца квартиры есть давнишний долг в другом банке под большой процент. На него самого возбуждено исполнительное производство. Человек, у которого больше трех миллионов тенге долг в банке, не купит трехкомнатную квартиру в хорошем районе за большие деньги, еще и без осмотра. Возможно, это подставное лицо. И те, кто по настоящему хотят завладеть квартирой, просто временно поставили его, чтобы выселить нас, а потом он перепишет им квартиру, а те ему закроют долг.
В то, что судиться приходится со столь близким ранее человеком для ее семьи, Жамал Жумажановна до сих пор не может поверить.
- Этот человек жил у нас когда-то, я его сыном называла, - сообщает женщина. - Старший сын, когда у него была возможность, за границу его с собой возил. Теперь у Вячеслава все в порядке, а у нас такие проблемы. А ведь мне до 2016 года в банке предлагали, чтобы я написала на Вячеслава заявление о мошенничестве. Я не соглашалась, верила человеку. Совесть не позволяла так поступить. А потом, когда он продал квартиру, у нас не стали принимать заявления.
Сам бывший друг семьи комментировать ситуацию отказался, сообщив, что решать вопрос готов только в судебном порядке.
фото: tehnot.com