О том, что набережную планируется продолжить от здания АО "КазТрансОйл" до железнодорожного моста, власти сообщили еще в начале года. Павлодарцы сразу же забеспокоились: не пострадает ли в ходе строительных работ территория природного памятника "Гусиный перелет". И хотя в акимате пообещали, что ее не повредят, жители города продолжают высказывать сомнения.
- Вопрос по этой площадке постоянно, не один десяток лет, поднимают. Спасибо нашим гражданам, что они сознательно относятся к этой проблеме, - сказал руководитель управления архитектуры и градостроительства Павлодарской области Нурлан Какамбетов. - Территория является действительно знаковой. На сегодня городом проведена следующая работа: разработан проект по территории памятника, где сейчас задача посредством благоустройства и берегоукрепления предотвратить дальнейшее ее разрушение.
В 2016 году по поручению акима Павлодарской области Булата Бакауова палеонтологический памятник и прилегающий к нему участок облагородили: установили ограждение, привели в порядок зеленые насаждения. Отряды "Жасыл Ел" периодически очищают территорию от мусора. Памятник занимает порядка 400 метров в длину. Главный архитектор области считает, что рассматриваться должны сугубо профессиональные решения в отношении дальнейшей судьбы знакового места.
- Вопрос о будущем "Гусиного перелета" мы поднимали на одной из встреч в формате круглого стола в ПГПУ с присутствием всех наших организаций, общественных формирований, тех людей, которые так или иначе причастны к этой теме, - продолжил Нурлан Какамбетов. - Хочу сказать, что если мы на сегодня не готовы продолжать сами проводить археологические раскопки, исследования, что связано с финансированием, и, возможно, с недостатком научной базы, причем у нас есть свои специалисты, то самое элементарное - на первом этапе предусмотреть меры законсервирования территории. Сегодня мы это пытаемся сделать, потому что за счет воздействия осадков, ветровых нагрузок, конечно, происходит эррозия.
По словам архитектора, не нужно тянуть время, а уже сегодня стоит заняться поиском конкретного инженерного инновационного решения.
- В той же Астане можно подсмотреть, что нам применить к памятнику, - сообщил руководитель ведомства. - Я вижу так: развитие и эксплуатация этой территории проходили бы параллельно. То есть помимо наукоемких процессов по исследованию и созданию информативного банка, которые бы там проводились, мы бы могли получить еще некий визит-центр - площадку для посещения. Задача - совместить на этой территории названные два интереса. Потерять ее легче, нежели начать осваивать. Памятник просто ждет своего времени, если мы не уверены, то нужно сохранить, что имеем, а затем пригласить тех специалистов, которые смогут задачу эту решить.
Архитектор заверил, что при продлении набережной в сторону железнодорожного моста через Иртыш палеонтологический памятник не пострадает: там лишь проложат по верхней части пешеходный маршрут с видовыми площадками, не затрагивающий срез береговой линии.