Делай как я

e4a1e5dd8cdf0913d58b8fcf968bd5b0188ff5e9Павлодарского хореографа Рулата Умарбекова вы, возможно, видели во время массовых городских торжеств - это на него, стоящего на самом видном месте и неустанно демонстрирующего бесконечные па, устремлены взгляды сотен детей, танцующих на площади или набережной для горожан, - пишет "Версия".

Недавно в социальных сетях появилось видео с танцевальным флэшмобом, который устроили для своего нового проректора по интернационализации Рама Виранджана студенты и преподаватели ПГУ имени С.Торайгырова. Профессор Виранджан - родом из Индии, и пару недель назад его в Павлодаре навестили родные - супруга и двое сыновей. Именно в честь их приезда коллеги проректора и учащиеся организовали свой «болливудский флэшмоб». Всего за несколько дней видеоролик с десятками людей, танцующих под саундтрек знаменитого фильма «Миллионер из трущоб» - песню «Jai Ho», набрал сорок тысяч просмотров в Инстаграм и множество комментариев растроганных павлодарцев.

Постановщик танца Рулат Умарбеков в кадр не попал, хотя срежиссировал индийский праздник от первой до последней ноты. Говорит - это была совсем легкая работа. Что ж, неудивительно, ведь Рулат привык работать и с десятками, и с сотнями людей - вместе с другими профессиональными хореографами он уже много лет отвечает за постановку танцевальных номеров на общегородских массовых мероприятиях.

- Первая моя постановка на городском празднике состоялась, когда открывали набережную, - вспоминает Рулат. - Тогда в общем номере, за который я отвечал, участвовали около трехсот подростков. До этого я работал только с группами по 15-20 человек, так что опыт был интересный. Мне сразу понравилось. Когда мы готовились ко Дню защиты детей в этом году, - это был смотр молодежных оркестров и ансамблей, - мы в течение недели просматривали номера, подготовленные школами, лицеями и колледжами, при этом что-то меняли, что-то старались улучшить. За те дни через наши руки прошли тысячи детей.

На подготовку массового выступления у хореографов есть максимум неделя, чаще - три-четыре дня. Сначала танцоры расставляют детей, затем показывают им движения, после чего начинаются ежедневные «прогоны». С утра до вечера постановщикам приходится тренировать разношерстную толпу, как правило, совершенно не умеющую танцевать. Репетируют либо на площади и набережной, либо в крытом манеже центрального стадиона. По словам Рулата, ему удобнее следить за своими подопечными на нижней набережной - сверху их видно всех разом. Это особенно удобно, когда нужно выстроить некие «рисунки» из танцующих. А вот на площади следить удается только за первыми двумя-тремя рядами, «галерка» остается без контроля, поэтому, отрепетировав движения с «авангардом», хореографы всех перестраивают, чтобы обучить следующую партию.

- Мы, конечно, максимально упрощаем танец, но за счет того, что есть массовость, такие выступления смотрятся красиво, - говорит хореограф. - Есть дети, которые быстро схватывают, есть те, которые даже лево-право не различают - их ставим подальше. Честно говоря, во время репетиций больше устаешь говорить, чем танцевать - движения пару раз показал и все, а вот контролировать поток - непросто. Когда нужно рисунки менять, чтобы все бегали, двигались, одна группа - туда, другая - сюда, кто-то стоит мух ловит, кто-то вообще танцевать не хочет. Если надо работать с какими-то атрибутами - это дополнительные проблемы. Они носятся, тянут эти ленты в разные стороны, рвут их - в какие-то моменты происходит полный бардак. Надо как-то всех подбадривать, держать в руках. За день так наговоришься - к вечеру вообще нет сил. Но тех, кто категорически не хочет танцевать, я не заставляю, прошу уйти, ведь триста-четыреста человек не должны ждать одного-двоих, которые всех тормозят.

Рулат чаще всего работает с мальчиками-подростками - с самой тяжелой категорией. Тем не менее, до конфликтов среди его подопечных дело никогда не доходило.

- Надо к каждому найти подход. Особенно непросто работать с колледжами, в школе дети еще более дисциплинированные, а вот первый курс колледжа, тем более, парни - они ведь все пафосные, надо их и не оскорбить ничем, и при этом мотивировать. Главное - найти лидеров и поручить им отвечать за что-то конкретное. Остальные ребята подтягиваются. Я всегда работал с подростками, и мне с ними комфортно. Судя по моему опыту, мальчики танцуют лучше девочек, но им сложнее прийти к этому - они такие немного корявые, и тяжелее схватывают, девочки более организованные, быстрее все понимают, но физически не могут делать того, что могут делать парни. Поэтому я доволен тем, что они всегда мне достаются, хоть с мальчиками и случаются всякие истории. Как-то раз репетировали выступление на День Победы, парни подошли ко мне и спрашивают - а нам автоматы дадут? Я говорю - дадут. Они - настоящие? Я говорю - ну, нет, конечно, кто ж вам даст настоящие автоматы, они будут деревянные! А они - тогда мы танцевать не будем. Потом все-таки согласились, а эти самые автоматы все не везут и не везут, день-два приходится репетировать без них. Парни опять за свое - мы без автоматов танцевать не будем! И все по новой.

Рулат Умарбеков занимается танцами уже тридцать лет - начиная с тех пор, как ему исполнилось тринадцать. У него есть собственная группа - «Jam», которая является лауреатом множества конкурсов, участником Дельфийских игр. Долгое время танцы в его жизни оставались в статусе хобби: Рулат служил в полиции, проработал в органах одиннадцать лет, и, кстати, регулярно участвовал в различных межведомственных конкурсах самодеятельности, получая поощрения за призовые места.

- Самым приятным было то, что меня освобождали от работы, когда проходили какие-то мероприятия, - смеется Рулат.

Даже для старшего сержанта полиции Умарбекова танцы оставались главной страстью - занятием всей жизни. И, по словам танцора, он всегда шел к тому, чтобы хореография стала его основной деятельностью и источником заработка. Все сбылось: Рулат работает педагогом дополнительного образования в детско-подростковом клубе «Болашак», имеет свою собственную студию современного танца и фитнеса. Да, он успевает трудиться фитнес-инструктором, а еще проходит обучение, чтобы работать консультантом по питанию.

- Я никогда не мог заниматься только чем-то одним, это ведь скучно. Если где-то неприятности, в другой сфере - отдушина. Но что бы я ни делал в жизни, танцы всегда мне помогали. Многие мои ученики тоже стали профессиональными хореографами, это стало для них основной работой, у них имеются свои студии. Хотя среди них есть химики, юристы, все с дипломами, и все же они посвятили свою жизнь танцам.

В настоящее время Рулат Умарбеков занят подготовкой номеров ко Дню Астаны. Сейчас танцор, вопреки привычному, страдает из-за нехватки выступающих - все дети во время каникул разъехались кто куда. Но собрать их вместе и порадовать павлодарцев новыми яркими выступлениями хореографы все равно сумеют - уже на днях вновь встанут повыше и начнут подсказывать своим немного неуклюжим подопечным, где право, а где лево. Кстати, когда постановщики работают суфлерами, они совсем не обращают внимания на толпы зрителей, которые их окружают. И еще - пропускают все праздники.

- Мы ведь все в процессе. Если я стою и показывают детям движения, а ко мне подходит кто-то знакомый, я все равно не отвлекаюсь, говорю - подожди, я занят, ведь если я отвлекусь, дети тоже отвлекутся, они постоянно смотрят на меня. Конечно, волнение есть: как все пройдет, не перепутают ли чего, но, кстати, во время самих выступлений ребята резко собираются и стараются, как никогда. А сами мы праздники пропускаем, для нас это - работа. И когда я служил в органах, я часто стоял в оцеплении во время городских мероприятий, и тоже все пропускал. Видимо, такая судьба, но я не расстраиваюсь!

Поделиться
+1