Производство бензина в Казахстане увеличилось за год на 9%. В планах - сокращать импорт и активизировать экспортное направление, передает Zakon.kz со ссылкой на исследование energyprom.kz.
«По итогам 5 месяцев производство продуктов нефтепереработки достигло в стоимостном выражении 335,8 млрд тг - на 21,6% больше, чем годом ранее», - говорится в исследовании.
Почти 84% производства пришлось на ключевые регионы-нефтепереработчики - Атыраускую область (здесь расположен Атырауский нефтеперерабатывающий завод - АНПЗ), Павлодарскую (ПНХЗ) и Туркестанскую, бывшую ЮКО (завод «ПетроКазахстан Ойл Продактс» - ПКОП).
В натуральном выражении заметно увеличился выпуск бензина, включая авиационный - сразу на 9% год к году, до 1,42 млн тонн, и керосина, включая реактивное топливо - на 12,7% за год, до 92,3 тыс. тонн. Производство дизтоплива, напротив, сократилось на 5,1%, до 1,8 млн тонн.
Согласно данным Минэнерго, уже два завода в РК модернизировались (АНПЗ и ПНХЗ), мощности увеличились, заводы перешли на Евро-4 и Евро-5. В августе-сентябре планируется введение в строй модернизированной части Шымкентского НПЗ, соответственно, выработка бензина еще вырастет. По словам главы Минэнерго Каната Бозумбаева, к середине июня запасы бензина АИ-92 в стране составляли более 340 тысяч тонн и увеличились на 15 тысяч тонн всего за неделю.
С учетом излишков собственного бензина, потребность в импорте сегодня отсутствует. Для поддержки отечественных производителей Минэнерго работает над вводом временного (на три месяца) запрета на ввоз российского бензина в РК по железной дороге. Глава ведомства подчеркнул, что временный запрет не повлияет на цены на бензин в стране.
Также Казахстан намерен активно развивать экспортное направление в секторе. Заместитель председателя правления АО НК «КазМунайГаз» Данияр Тиесов, выступая на международной конференции «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2018» в Астане сообщил, что к концу 2018 года Казахстан может суммарно экспортировать 300-400 тысяч тонн бензина. В 2019 году, если объемы загрузки заводов будут соответствовать заявленным планам, экспорт составит 1-1,2 миллиона тонн бензина.
Напомним, чтобы превратиться из импортера в экспортера бензина, Казахстану нужно урегулировать вопрос законодательно: пока, по соглашению с РФ, экспорт светлых нефтепродуктов из РК запрещен до 1 января 2019 года. Таким образом, Россия защищала себя от реэкспорта нефтепродуктов из РК. Впрочем, сегодня эти ограничения, введенные в РК с 2008 года, намерены отменить уже осенью. Казахстан планирует запустить экспорт бензина в Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан.
Пока, по итогам I квартала 2018 года, внутренний рынок РК обеспечивался отечественными производителями бензином - на три четверти, дизелем - более чем на 90%.
К лету литр наиболее популярного бензина АИ-92 обходился казахстанцам в 158,5 тг за литр - на 11,5% дороже, чем годом ранее, хотя и на 1,7% дешевле, чем месяц назад.
АИ-95/96 также подешевел к апрелю на 1,7%, однако вырос в цене за год на 12,9%, до 175,3 тг за литр в мае 2018. Цены на АИ-98 за месяц практически не изменились, за год - выросли на 16,6%, до 192,4 тг за литр.
Летнее дизельное топливо подорожало к апрелю на 2,6%, год к году - на 24,7%, до 169,3 тг за литр по итогам мая.
Все это конечно хорошо. Цифры приведены не подкопаешься. Вот только один момент убивает. Почему такой раздутый штат чиновников, министерств, комитетов и Депортаментов никак не могут навести порядок в производстве, транспартировке и реализации нефтепродуктов (НП). Ответ то очевиден - коррупция. Ну неужели всех высокостоящих это устраивает? Или наш Перезидент не в силах ударить кулаком по столу и сказать: " здесь не воровать!" Ведь топливо наравне с деньгами - кровеносные сосуды экономики. Да будь моя воля за год бы максимум все было бы прозрачно и понятно. И цена бензина равнялась бы = стоимость добычи нефти+переработка+транспартировка+налоги+плюс 10% доходности АЗС. У нас не такая уж большая страна, что нельзя навести порядок. Уже порядка 10 лет слышу от ДГД: "мы не можем наладить администрирование вывоза НП на границах. Нет кадров с соответствующей подготовокой" А может нет желания? Если не сказать хуже. За 10 лет не подготовить грамотных НЕПОДКУПНЫХ специалистов! Кто-нибудь напишет мне в ответ:"фантастика в другом разделе" Согласен. Но вот пример. Ведь каждый из нас знает куда девается бензин и нашей машины. И если вдруг расход увеличился вдвое мы ищем причину. Ну почему так нельзя на государствнном уровне? Ведь это не дядино это все наше. Или все же дядино?
В формуле я намеренно не указал слагаемое "стоимость нефти" Потому что у нефти нет фходящего счета-фактуры. А раз так, и стоимость ее можно условно приравнять к нулю. В слове Президент очепятка :-))
Точно не наше)!
, Тогда читайте Конституцию. А там написано недра принадлежать народу РК (своими словами)
ню-ню))
, Вот поэтому у нас такие нардепы. Поэтому им и интересы народа побоку. Выборы для них формальность. При переизбрании на второй срок никто не спрашивает а что ты сделал полезного за первый срок. Тогда живите и ни о чем лучшем не мечтайте. Психика будет здоровее.
, согласен.