Бьют прямо в сердце

56f50930901a88f0f53effe881af1802e7af1d5bНа Суворовском кладбище вандалы вновь крушат надгробья - на этот раз неизвестные арматурой повредили памятники, на которые близкие лежащих под ними людей копили три года.

У жителя Павлодара Сергея в 2015 году умерла сестра - на тот момент ей было всего 26 лет. Девушку похоронили на Суворовском кладбище, рядом с ее бабушкой и дедушкой, однако, памятник сразу не устанавливали - семья умершей решила накопить денег на хорошие надгробья для всех трех могил, поэтому поставили их буквально несколько недель назад. И почти сразу на семейное захоронение напали вандалы.

- Мы обычная семья, у всех среднестатистический заработок, поэтому мы долго копили, чтобы установить такие памятники, какие мы хотели, - рассказывает Сергей. - Моя сестра была молодой, она была очень современной девушкой, поэтому нам не хотелось делать, как попало, мы старались сделать так, чтобы ей результат понравился, так скажем. Вышло все отлично, что-то мы еще додумывали: какие-то уголки, вазочки поставить, сделать навесы, чтобы приходить туда, как говорится, отдыхать душой. Для всех нас ее смерть стала огромным ударом, который мы переживаем по сей день, не было ни одного дня, чтобы я не вспоминал о своей сестре, поэтому нам так хотелось сделать это место идеальным. Мы установили памятники буквально месяц назад, а через пару недель после этого мама поехала туда, и пишет мне, что вокруг могилы полно окурков, и с памятниками что-то не так. Отправляет мне фотографии: с задней стороны на них трещины, сколы на уголках, выглядит так, как будто по ним чем-то били, я сначала подумал, может, булыжником. Их случайно никак не повредишь, нужно прикладывать силу и немалую, так как сделаны надгробья из цельного гранита Шанси, как мне объяснили, это природный камень, его добывают на юге Китая. Через несколько дней недалеко от могилы мы обнаружили арматуру, и сразу поняли, что она и была, так сказать, орудием преступления.

На изготовление и установку трех надгробий семья Сергея потратила около миллиона тенге. Теперь, за устранение повреждений, придется заплатить еще примерно 150 тысяч. Хотя дело, конечно, совсем не в деньгах, а в том, как паршиво чувствуют себя близкие людей, чьи могилы осквернили.

- Я и раньше замечал на Суворовском кладбище факты вандализма. Для меня само это слово звучит как ругательство, ведь это ужасный грех. Это не только история моей семьи, сколько таких же случаев происходит постоянно. Так же люди копят на памятники своим бабушкам, мамам, сестрам, братьям, детям маленьким, а какие-то люди приходят - я не знаю, накуренные они, пьяные или трезвые, в здравом уме или нет, - они приходят и рушат все. Не описать, как тяжело видеть это. Я уверен, что в городе есть какая-то группа вандалов, которая планомерно разрушает могилы, не важно - на старом кладбище, на новом, на мусульманском, - считает Сергей.

Как ни печально, эта семья, если можно так сказать, еще легко отделалась - в прошлом году «Версия» писала о том, что на Суворовском кладбище постоянно воруют оградки, чугунные цепи и столбики. Причем срезают их при помощи газосварки, а вывозят на грузовых машинах - тому есть свидетели.

Недавно произошел еще более вопиющий случай - мужчина, отсутствовавший в Павлодаре несколько лет, вернулся домой и обнаружил, что на том месте, где был похоронен его родственник, теперь лежит кто-то другой. В общем, на Суворовском кладбище творится сущий бардак - это ни для кого не секрет. И никто с этим ничего поделать не может. Ответственные за эту территорию говорят - денег на содержание погоста выделяют слишком мало, несколько человек, которые согласны работать за небольшую плату, физически не могут держать под присмотром все могилы (да и не слишком-то стараются, откровенно говоря). Что касается полиции, случаи раскрытия краж и фактов вандализма на кладбищах столь немногочисленны, что павлодарцы чаще всего вовсе не обращаются в органы.

- Мы не стали писать заявление в полицию, - говорит Сергей. - Даже если есть какой-то маленький процент того, что этих людей найдут, это все так долго, так муторно. Я так говорю, потому что знаю, я уже сталкивался с этим ведомством: до сих пор нам полицейские не отдали вещи, в которых умерла моя сестра, говорят, что это вещественные доказательства, хотя дело давно закрыто, почему мы не можем их получить назад - не понимаю. Я не позволю своей маме все это переживать, давать какие-то показания и так далее. Она до сих пор не отошла от смерти сестры. Кажется, что три года это немалый срок, но для нас это как будто произошло вчера.
Сергей считает, что пришло время для конкретных действий и перемен, иначе случаи воровства и глумления над могилами никогда не прекратятся.

- Я думаю, нужно обязательно установить на кладбище камеры, - уверен он. - Мир ведь не стоит на месте, сейчас полно онлайн-систем, у меня в телефоне установлено приложение, при помощи которого я имею возможность следить за тем, кто заходил в подъезд, кто выходил из него, так почему бы не следить таким же образом за этой территорией? Почему не нанять каких-то более адекватных людей в качестве охранников этой территории, раз те, которые работают сейчас, не справляются? Все мы видим, чем они тут заняты в своих сторожках. Может быть, нужно задействовать молодежь, ведь у нас немало таких организаций - волонтерских, партийных, возможно, ребята согласились бы организовать какие-то рейды. Я понимаю, не все спокойно относятся к кладбищам, это весьма специфическое место, но надо посмотреть на это с другой стороны - это место, где находится много имущества людей, за которое кто-то должен отвечать. Сейчас за него никто ответственности не несет. А тем, кто это делает, кто это сделал с могилой моей сестры, я хочу сказать - это не на вас отразится, а на ваших детях, так меня учили, и я в это верю. Я рассказал вам свою историю, потому что я не могу молчать - и не хочу молчать. Я лучше буду кричать во все горло, чтобы кто-то меня услышал.

Поделиться
+1